Студенты, преподаватели, сотрудники института на фронтах Великой Отечественной войны и в тылу врага
Страница 4

История » Ученые и студенты НГУ в годы Великой Отечественной войны » Студенты, преподаватели, сотрудники института на фронтах Великой Отечественной войны и в тылу врага

Такого массированного артогня до этого времени я не видел. Потом узнали, что здесь на километр фронта было сосредоточено 80 артиллерийских орудий. В расположении противника сплошной стеной поднялись дым и пыль. Ничего не было видно, о корректировке огня не могло быть и речи, стреляли «по площадям», затем в атаку пошли танки и пехота. Вначале по­ставленная задача выполнена полностью не была, наши войска не вышли на заданные рубежи. Наступление захлебнулось, но немцев мы все-таки потеснили, а окончательно их стали громить с 28 августа. Тогда наши позиции были против Севска. Преследование отступавшего врага шло настолько успешно, что мы ненадолго задержались только на берегу Днепра у городов Любечь и Лоев. Настроение солдат и офицеров теперь было совсем другим, чем в начале войны. Никто уже не сомневался^ что Победа близка. Мое воинское звание в то время было старший лейтенант, и занимал я должности: командира взвода, командира батареи, начальника штаба дивизиона, помощника начальника разведотдела штаба корпуса».

Юрий Алексеевич Пономаренко

, кандидат физико-математических наук, доцент, зав. кафедрой высшей математики, рассказывает: «Я принадлежу к тому поколению советских людей, на долю которого выпало пережить все тяготы войны и которых в живых из каждых ста осталось двое. В армию я был призван с первого курса Днепропетровского государственного университета в 1939 г. С начала службы судьба связала меня с артиллерией. Сразу же после принятия присяги меня назначили командиром отделения вычислителей 1-й батареи 8-го дивизиона 437-го корпусного артиллерийского полка (КАП). Год службы вызвал у меня интерес к артиллерийскому делу. Мне импонировала высокая культура, профессионализм и преданность своему делу командного состава. Все это привело к тому, что в 1940 г. я стал курсантом Одесского артиллерийского училища им. М. В. Фрунзе. Однако полный курс подготовки пройти не удалось — началась война. Через месяц я был направлен на станцию Токсово, что в 10 км от Ленинграда, в 101-й запасной артлолк, где я был привлечен к преподавательской работе на курсах по подготовке младших лейтенантов. Курсантов набирали из мобилизованных, имеющих высшее или неполное высшее образование. Таким образом я оказался в блокадном Ленинграде.

В дальнейшем с ноября 1941 г. моя судьба была тесно свя­зана со 115-й стрелковой дивизией, с которой я прошел боевой путь в должности командира батареи полковой артиллерии вплоть до моего тяжелого ранения, полученного 24 октября 1944 года.

Зимой 1941—1942 гг. дивизия по «дороге жизни» была переброшена на Волховский фронт и с наступательными боями прошла до Синявенских болот, что в районе населенных пунктов Дуриши, Чудово, Дно. Болотистая и лесистая местность позволяла лишь зимой активизировать дейсхвия батареи. Проведя разведку, наметив объект стрельбы, выбирали в. нейтральной зоне позицию для орудия. Перед рассветом орудия выкатывали на выбранную позицию, подносили немного боеприпасов, поскольку в то время существовал лимит на выстрелы, и как только в артиллерийскую панораму можно было рассмотреть цель, открывали беглый огонь. Затем под пулеметным и минометным обстрелом орудие на руках откатывали в укрытие («за завал»). В одну из таких операций я был ранен разрывной пулей. После излечения вернулся в свою дивизию.

Летом 1943 г. 115-ю стрелковую дивизию перебросили на Калининский фронт, а затем — Прибалтийский. Много боевых эпизодов сохраняет память. Вот один из них, происшедший во время взятия населенного пункта после форсирования р. Великой.

Я выделил из своей батареи два орудия, людей и боеприпасы. Орудия катили вручную, боеприпасы подносили на руках. С этими двумя орудиями, стреляя поочередно — одно орудие ведет огонь прямой наводкой, другое перетаскивают вперед, мы, под минометным и артиллерийским обстрелом, без прикрытия и поддержки, продвигались к объекту атаки. В это время две роты батальона, которые мы поддерживали, пошли в обход населенного пункта с флангов. Получилось так, что батарея, ворвалась в населенный пункт раньше стрелковых подразделений. Никто не растерялся. Губительный огонь пушек и личного оружия обеспечили взятие населенного пункта силами одной нашей батареи.

После каждого легкого ранения я возвращался в свою родную дивизию. Однако в октябре 1944г. мне пришлось надолго с ней распрощаться, так как во время подготовки к форсированию р.Неман под Тильзитом я был тяжело ранен.

Дружба с боевыми соратниками продолжается и в мирное время. И ныне переписываюсь с однополчанами. Почти каждый год, мы, ветераны дивизии, встречаемся в Ленинграде и других памятных о войне местах, где проходил боевой путь нашей дивизии.»

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Движение Сопротивления в странах ЦВЕ в годы войны
В советской историографии термин ДС применительно к странам ЦВЕ не употреблялся. Считалось, что в них развернулась массовая антифашистская борьба. Но такое определение неверно, т.к. антифашистское сопротивление не было массовым явлением. Например, в Чехии численность партизанских отрядов составила 9 тыс. чел. (0,25% дееспособного населе ...

Социальные противоречия в первой четверти XVIII в.
Вся тяжесть петровских преобразований легла, на плечи трудового населения. Это вызвало ряд мощных народных волнений. В 1705-1706 гг. восстали стрельцы, работные и посадские люди, беглые крестьяне в Астрахани, которые бoлee семи месяцев удерживали город. На подавление восстания Петр направил своего лучшего полководца фельдмаршала Б. П. Ш ...

Типы и классы чинов по Табели о рангах
Табель о рангах была принята в виде государственного закона, создавшего иерархию служебных разрядов и систему продвижения государственных чиновников, военных и придворных. Все чины "Табели о рангах" подразделялись на три типа: военные, статские (гражданские) и придворные. В каждой из категорий было 14 разрядов (классов), строг ...

   
Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru