Студенты, преподаватели, сотрудники института на фронтах Великой Отечественной войны и в тылу врага
Страница 4

История » Ученые и студенты НГУ в годы Великой Отечественной войны » Студенты, преподаватели, сотрудники института на фронтах Великой Отечественной войны и в тылу врага

Такого массированного артогня до этого времени я не видел. Потом узнали, что здесь на километр фронта было сосредоточено 80 артиллерийских орудий. В расположении противника сплошной стеной поднялись дым и пыль. Ничего не было видно, о корректировке огня не могло быть и речи, стреляли «по площадям», затем в атаку пошли танки и пехота. Вначале по­ставленная задача выполнена полностью не была, наши войска не вышли на заданные рубежи. Наступление захлебнулось, но немцев мы все-таки потеснили, а окончательно их стали громить с 28 августа. Тогда наши позиции были против Севска. Преследование отступавшего врага шло настолько успешно, что мы ненадолго задержались только на берегу Днепра у городов Любечь и Лоев. Настроение солдат и офицеров теперь было совсем другим, чем в начале войны. Никто уже не сомневался^ что Победа близка. Мое воинское звание в то время было старший лейтенант, и занимал я должности: командира взвода, командира батареи, начальника штаба дивизиона, помощника начальника разведотдела штаба корпуса».

Юрий Алексеевич Пономаренко

, кандидат физико-математических наук, доцент, зав. кафедрой высшей математики, рассказывает: «Я принадлежу к тому поколению советских людей, на долю которого выпало пережить все тяготы войны и которых в живых из каждых ста осталось двое. В армию я был призван с первого курса Днепропетровского государственного университета в 1939 г. С начала службы судьба связала меня с артиллерией. Сразу же после принятия присяги меня назначили командиром отделения вычислителей 1-й батареи 8-го дивизиона 437-го корпусного артиллерийского полка (КАП). Год службы вызвал у меня интерес к артиллерийскому делу. Мне импонировала высокая культура, профессионализм и преданность своему делу командного состава. Все это привело к тому, что в 1940 г. я стал курсантом Одесского артиллерийского училища им. М. В. Фрунзе. Однако полный курс подготовки пройти не удалось — началась война. Через месяц я был направлен на станцию Токсово, что в 10 км от Ленинграда, в 101-й запасной артлолк, где я был привлечен к преподавательской работе на курсах по подготовке младших лейтенантов. Курсантов набирали из мобилизованных, имеющих высшее или неполное высшее образование. Таким образом я оказался в блокадном Ленинграде.

В дальнейшем с ноября 1941 г. моя судьба была тесно свя­зана со 115-й стрелковой дивизией, с которой я прошел боевой путь в должности командира батареи полковой артиллерии вплоть до моего тяжелого ранения, полученного 24 октября 1944 года.

Зимой 1941—1942 гг. дивизия по «дороге жизни» была переброшена на Волховский фронт и с наступательными боями прошла до Синявенских болот, что в районе населенных пунктов Дуриши, Чудово, Дно. Болотистая и лесистая местность позволяла лишь зимой активизировать дейсхвия батареи. Проведя разведку, наметив объект стрельбы, выбирали в. нейтральной зоне позицию для орудия. Перед рассветом орудия выкатывали на выбранную позицию, подносили немного боеприпасов, поскольку в то время существовал лимит на выстрелы, и как только в артиллерийскую панораму можно было рассмотреть цель, открывали беглый огонь. Затем под пулеметным и минометным обстрелом орудие на руках откатывали в укрытие («за завал»). В одну из таких операций я был ранен разрывной пулей. После излечения вернулся в свою дивизию.

Летом 1943 г. 115-ю стрелковую дивизию перебросили на Калининский фронт, а затем — Прибалтийский. Много боевых эпизодов сохраняет память. Вот один из них, происшедший во время взятия населенного пункта после форсирования р. Великой.

Я выделил из своей батареи два орудия, людей и боеприпасы. Орудия катили вручную, боеприпасы подносили на руках. С этими двумя орудиями, стреляя поочередно — одно орудие ведет огонь прямой наводкой, другое перетаскивают вперед, мы, под минометным и артиллерийским обстрелом, без прикрытия и поддержки, продвигались к объекту атаки. В это время две роты батальона, которые мы поддерживали, пошли в обход населенного пункта с флангов. Получилось так, что батарея, ворвалась в населенный пункт раньше стрелковых подразделений. Никто не растерялся. Губительный огонь пушек и личного оружия обеспечили взятие населенного пункта силами одной нашей батареи.

После каждого легкого ранения я возвращался в свою родную дивизию. Однако в октябре 1944г. мне пришлось надолго с ней распрощаться, так как во время подготовки к форсированию р.Неман под Тильзитом я был тяжело ранен.

Дружба с боевыми соратниками продолжается и в мирное время. И ныне переписываюсь с однополчанами. Почти каждый год, мы, ветераны дивизии, встречаемся в Ленинграде и других памятных о войне местах, где проходил боевой путь нашей дивизии.»

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Установление французского протектората
Уже с 30-х годов XIX в. Франция занимала предпочтительное положение среди держав, заинтересованных в контроле над Тунисом. Тому было несколько причин. Во-первых, Тунис граничил с крупнейшей и наиболее глубоко освоенной колонией Франции в Северной Африке — Алжиром. Во-вторых, правители Туниса, следуя в фарватере преобразовательных усилий ...

Вторжение немецко-фашистских войск в Польшу
Для нападения на Польшу немецко-фашистское командование сосредоточило 52 дивизии (в том числе 10 танковых и моторизованных) и одну бригаду, 3 тыс. танков, около 2 тыс. самолетов. Польская армия имела в своем составе 37 пехотных дивизий, 11 кавалерийских бригад, 2 мотомеханизированные бригады, 860 легких танков и 420 самолетов. Немецко ...

Правление Ивана Грозного. Начало самостоятельного правления Ивана IV
Василий III велел боярам «беречь» сына до 15 лет, после чего должно было начаться его самостоятельное правление. 15 лет - пора совершеннолетия в жизни людей XVI столетия. В этом возрасте дворянские дети поступали на военную службу, а дети знати получали низшие придворные должности. Василий III возлагал надежды на то, что опекуны приобща ...

   
Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru