Народы скифского мира
Европейские скифы (скифы в узком значении) и савроматы разделились не ранее VII в. до н.э. До этого времени их общие предки жили в степях Предкавказья. Лишь после знаменитых походов в страны за Кавказом скифы и савроматы разошлись по разным территориям. Сохранив за собой большую часть северокавказской равнины, скифы завоевали Северное Причерноморье. Обитавших там киммерийцев скифы частью вытеснили, а частью подчинили своей власти.
Савроматы заняли степи Прикаспия, Поволжья и Приуралья. Река Танаис (Дон) служила границей между Скифией и владениями саврома-тов. В древности была распространена легенда о том, что савроматы произошли от браков скифских юношей с воительницами-амазонками. Такой легендой пытались объяснить высокое положение савроматских женщин, которые наравне с мужчинами ездили верхом, владели оружием и участвовали в войнах.
Равноправием мужчин и женщин отличались также исседоны, жившие к востоку от савроматов, на территории современного Казахстана. Исседонам приписывали особую справедливость, относя их к числу народов, не знающих вражды и обиды.
На восточном побережье Каспийского моря обитали дахи, а далее на восток - в степях и полупустынях Средней Азии располагались земли саков и массагетов. В 530 г. до н.э. на массагетов, занимавших области у Аральского моря, совершил поход основатель Ахеменидской державы Кир II. Массагетами правила царица Томирис. Еще прежде она отказалась выйти замуж за Кира, который хотел таким способом завладеть ее царством. В войне с массагетами персидская армия была разгромлена, а великий Кир погиб.
Саки Средней Азии делились на два крупных объединения: саки-тиграхауда и саки-хаумаварга. Так называли саков персы. В переводе с древнеперсидского языка «тигра» - «острый», а «хауда» - «шапка» или «шлем» (сравните осетинские слова «цыргъ» - «острый», «худ» - «шапка»). Таким образом, саки-тиграхауда - это «саки в остроконечных шапках (или шлемах)". «Саки-хаумаварга» означает «саки, почитающие хаому». Как известно, хаома - это священный напиток ариев. В 519 г. до н.э. персидский царь Дарий I совершил победоносный поход на са-ков-тиграхауда. Их плененный вождь по имени Скунха изображен на рельефе, который по приказу Дария был высечен на Бехистунской скале.
Племена скифского мира создали высокую для своего времени культуру, они определяли путь исторического развития обширных регионов, участвовали в формировании многих народов. Почему эта роль выпала именно скифам? Их выход на арену мировой истории и успешное овладение огромной территорией были подготовлены появлением кочевого скотоводства, освоением железной металлургии и выдающимися достижениями в военном деле.
Основные черты развития польской культуры
После разделов Речи Посполитой важной областью общественной жизни польского народа стала национальная культура, переживавшая с начала XIX в. активный процесс демократизации. Это касалось не только доминировавших направлений и форм художественного творчества, которые в целом следовали за западноевропейской культурой. Более важными были к ...
Начало смуты. Лжедмитрий I
На рубеже XVI–XVII вв. Русское государство переживало структурный кризис, необычайный по глубине и масштабу, охвативший все сферы жизни. Это, прежде всего, экономический кризис, связанный с последствиями Ливонской войны и внутренней политикой Ивана IV.
Экономический кризис способствовал усилению крепостничества и вызывал социальную нап ...
Положение стран ЦВЕ в годы войны
Положение в странах ЦВЕ в годы войны зависело от того, являлись ли эти страны сателлитами Германии или были оккупированы.
После упразднения Чехословакии в марте 1939 г. чешские земли составили рейхспротекторат Богемия и Моравия. Он был включён в состав рейха. Главой марионеточного правительства был назначен бывший президент Эмиль Гаха. ...