Студенты, преподаватели, сотрудники института на фронтах Великой Отечественной войны и в тылу врага
Страница 5

История » Ученые и студенты НГУ в годы Великой Отечественной войны » Студенты, преподаватели, сотрудники института на фронтах Великой Отечественной войны и в тылу врага

Николай Феофанович Кременчуцкий,

доктор технических наук, профессор, в своих воспоминаниях о войне рассказал: «В ноябре 1940 г. меня зачислили курсантом Мелитопольского военно-авиационного училища стрелков-бомбардиров, которое в июле—августе 1941 г. было эвакуировано в Новоузенск Са­ратовской области. В июле 1942 г. окончил училище в звании сержанта и был направлен в 46-й запасной авиационный полк в г. Алатырь Чувашской АССР. В сентябре выполнял обязанно­сти штурмана перегоночной группы, которая переправляла са­молеты У-2. Далее началась моя боевая жизнь: из Казани под Сталинград. В июле—сентябре 1942 г.— штурман звена 392-й отдельной авиационной эскадрильи на Донском фронте, в октябре — ноябре 1942 г.— стрелок-бомбардир 410-й отдельной авиационной эскадрильи, с декабря 1942 г. по май 1945 г.— штурман звена 410-й отдельной авиационной эскадрильи и 200-го Мукачевского Краснознаменного ордена Красной Звезды отдельного авиационного полка 4-го Украинского фронта. В начале 1943 г. приказом Верховного Главнокомандующего мне было присвоено звание младшего лейтенанта, а затем лейтенанта.

В составе 4-го Украинского фронта я прошел боевой путь от г. Котельниково через Сальские степи до Ростова-на-Дону. Затем были бои на р. Мице, в Донбассе, на р. Молочная, в Крыму, до Севастополя. После освобождения Крыма бои продолжались в небе над городами Черкассы, Мукачево, Ужгород, затем в Чехословакии до Парду.бице. Был награжден медалью «За отвагу» и орденом Отечественной войны II степени.

Воспоминания об участии в Великой Отечественной, войне ассоциируются с ежедневным большим трудом, со сложными боевыми полетами на самолетах У-2. Эти самолеты, пилотируемые военными летчиками-мужчинами, а часто и женщинами, причинили немало неприятностей фашистским войскам при ночных бомбардировках, хотя немцы их презрительно называли «рус фанер».

Владимир Викентьевич Яговдик,

кандидат геолого-минерало­гических наук, доцент, в 1939 г. окончил ДГИ по специальности горный инженер-геолог. В сентябре 1939 г. мобилизован и за­числен в кадровый состав Красной Армии. Участвовал в осво­бождении западных областей Украины. В сентябре 1940 г. демо­билизован и возвратился в ДГИ на должность ассистента ка­федры петрографии.

В связи с начавшейся Отечественной войной вновь мобилизован 24 июня 1941 г. Участник оборонительных боев от Днестра до Москвы и победоносных наступлений от Москвы до Берлина. Принимал участие в сражениях в составе частей и соединений Южного фронта, Московской зоны обороны, Центрального и 1-го Белорусского фронтов. Участник ожесточенных схваток на Курско-Орловской дуге и под Берлином.

Командовал взводом, артиллерийской батареей, был заместителем командира артиллерийского дивизиона и начальником разведывательного отдела штаба артиллерии корпуса. За боевые отличия награжден четырьмя орденами — Красного Знамени, Отечественной войны I и И степеней, Красной Звезды и многими медалями. Получил восемь благодарностей Верховного Главнокомандующего. Был дважды ранен. Демобилизован В. В. Яговдик в 1946 г. из состава советских оккупационных войск в Германии в звании гвардии майора.

В 1953 г. В. В. Яговдику присуждена ученая степень кандидата геолого-минералогических наук; работал доцентом кафедры минералогии и петрографии, с июня 1966 г. — заведующим этой кафедры, с декабря 1971 г. по февраль 1974 г .— де­каном геолого-разведочного факультета. Принимал активное участие в общественно-политической жизни института, с 1953 по 1958 г. был секретарем парткома.

Михаил Корнеевич Мехеда,

кандидат технических наук, доцент, еще и сегодня помнит весь боевой путь, все тяготы войны. «До начала Великой Отечественной войны,— говорит Михаил Корнеевич, — я воспитывался в детском доме № 4 Днепропетровска. Увлекался конным спортом и посещал кружок юных ворошиловских всадников. Успешно овладев этим видом спорта, в 1940 г. был участником третьих Всесоюзных соревнований конников в Новочеркасске, где занял призовое место среди юных ворошиловских всадников. Вручал мне именные часы инспектор кавалерии Красной Армии Ока Городовиков. Был отобран на Всесоюзные конноармейские соревнования, которые должны были состояться в 1941 г. в Москве.

Для подготовки к этим соревнованиям по окончании 9-го класса 34-й школы я уехал в с.Петропавловка Днепропетровской области, туда же выехали начальник школы В. М. Кол­баса, инструктор В. Е. Бреславец, сюда доставили и лучших лошадей нашей школы.

На третий день войны Петропавловский райвоенкомат мобилизовал в армию начальника и инструктора школы. Им было приказано всех лошадей доставить в Павлоград, где формировалась 28-я кавалерийская дивизия. Военкомат разрешил мне, несовершеннолетнему юноше, сопровождать лошадей и моя фамилия была внесена в предписание. В дивизии меня зачислили в разведэскадрон штаба дивизии. Его командиром стал инструктор школы лейтенант В. Е. Бреславец, а начальник школы В. М. Колбаса был назначен командиром одного из батальонов 134-го кавалерийского полка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Колониальные захваты эпохи домонополистического капитализма и сопротивление африканских народов
В рассматриваемый период главными базами колониализма в Тропической и Южной Африке являлись колонии, возникшие на рубеже нового времени. Португальские владения в Анголе включали прибрежные области от устья Конго до мыса Капо-Негро. В первой половине XIX в. эти районы оставались местом ссылки преступников. В руках португальских чиновник ...

Влияние монголо-татарского вторжения на развитие Руси
В 11 в. Русь достигла своего расцвета и стояла на одной ступени с европейскими странами по экономическому развитию и государственному устройству. Но нашествие монголо-татар остановило её развитие, если не сказать отбросило на ступень ниже, в то время, как Европа продолжала идти вперёд. Хотя, говорит Карамзин, неизвестно, как бы обернула ...

Роль С.Ю. Витте в подписании мирного договора с Японией
В 1905 году Япония стала искать пути к миру через посредничество США. Петербург с готовностью принял приглашение президента Рузвельта к переговорам. Трудное дело защиты русских интересов Государь поручил Сергею Юльевичу. Не так ли поступают мудрые родители? Наказав ребенка, они спешат показать, что по-прежнему любят его, доверяют ему и ...

   
Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru