Студенты, преподаватели, сотрудники института на фронтах Великой Отечественной войны и в тылу врага
Страница 5

История » Ученые и студенты НГУ в годы Великой Отечественной войны » Студенты, преподаватели, сотрудники института на фронтах Великой Отечественной войны и в тылу врага

Николай Феофанович Кременчуцкий,

доктор технических наук, профессор, в своих воспоминаниях о войне рассказал: «В ноябре 1940 г. меня зачислили курсантом Мелитопольского военно-авиационного училища стрелков-бомбардиров, которое в июле—августе 1941 г. было эвакуировано в Новоузенск Са­ратовской области. В июле 1942 г. окончил училище в звании сержанта и был направлен в 46-й запасной авиационный полк в г. Алатырь Чувашской АССР. В сентябре выполнял обязанно­сти штурмана перегоночной группы, которая переправляла са­молеты У-2. Далее началась моя боевая жизнь: из Казани под Сталинград. В июле—сентябре 1942 г.— штурман звена 392-й отдельной авиационной эскадрильи на Донском фронте, в октябре — ноябре 1942 г.— стрелок-бомбардир 410-й отдельной авиационной эскадрильи, с декабря 1942 г. по май 1945 г.— штурман звена 410-й отдельной авиационной эскадрильи и 200-го Мукачевского Краснознаменного ордена Красной Звезды отдельного авиационного полка 4-го Украинского фронта. В начале 1943 г. приказом Верховного Главнокомандующего мне было присвоено звание младшего лейтенанта, а затем лейтенанта.

В составе 4-го Украинского фронта я прошел боевой путь от г. Котельниково через Сальские степи до Ростова-на-Дону. Затем были бои на р. Мице, в Донбассе, на р. Молочная, в Крыму, до Севастополя. После освобождения Крыма бои продолжались в небе над городами Черкассы, Мукачево, Ужгород, затем в Чехословакии до Парду.бице. Был награжден медалью «За отвагу» и орденом Отечественной войны II степени.

Воспоминания об участии в Великой Отечественной, войне ассоциируются с ежедневным большим трудом, со сложными боевыми полетами на самолетах У-2. Эти самолеты, пилотируемые военными летчиками-мужчинами, а часто и женщинами, причинили немало неприятностей фашистским войскам при ночных бомбардировках, хотя немцы их презрительно называли «рус фанер».

Владимир Викентьевич Яговдик,

кандидат геолого-минерало­гических наук, доцент, в 1939 г. окончил ДГИ по специальности горный инженер-геолог. В сентябре 1939 г. мобилизован и за­числен в кадровый состав Красной Армии. Участвовал в осво­бождении западных областей Украины. В сентябре 1940 г. демо­билизован и возвратился в ДГИ на должность ассистента ка­федры петрографии.

В связи с начавшейся Отечественной войной вновь мобилизован 24 июня 1941 г. Участник оборонительных боев от Днестра до Москвы и победоносных наступлений от Москвы до Берлина. Принимал участие в сражениях в составе частей и соединений Южного фронта, Московской зоны обороны, Центрального и 1-го Белорусского фронтов. Участник ожесточенных схваток на Курско-Орловской дуге и под Берлином.

Командовал взводом, артиллерийской батареей, был заместителем командира артиллерийского дивизиона и начальником разведывательного отдела штаба артиллерии корпуса. За боевые отличия награжден четырьмя орденами — Красного Знамени, Отечественной войны I и И степеней, Красной Звезды и многими медалями. Получил восемь благодарностей Верховного Главнокомандующего. Был дважды ранен. Демобилизован В. В. Яговдик в 1946 г. из состава советских оккупационных войск в Германии в звании гвардии майора.

В 1953 г. В. В. Яговдику присуждена ученая степень кандидата геолого-минералогических наук; работал доцентом кафедры минералогии и петрографии, с июня 1966 г. — заведующим этой кафедры, с декабря 1971 г. по февраль 1974 г .— де­каном геолого-разведочного факультета. Принимал активное участие в общественно-политической жизни института, с 1953 по 1958 г. был секретарем парткома.

Михаил Корнеевич Мехеда,

кандидат технических наук, доцент, еще и сегодня помнит весь боевой путь, все тяготы войны. «До начала Великой Отечественной войны,— говорит Михаил Корнеевич, — я воспитывался в детском доме № 4 Днепропетровска. Увлекался конным спортом и посещал кружок юных ворошиловских всадников. Успешно овладев этим видом спорта, в 1940 г. был участником третьих Всесоюзных соревнований конников в Новочеркасске, где занял призовое место среди юных ворошиловских всадников. Вручал мне именные часы инспектор кавалерии Красной Армии Ока Городовиков. Был отобран на Всесоюзные конноармейские соревнования, которые должны были состояться в 1941 г. в Москве.

Для подготовки к этим соревнованиям по окончании 9-го класса 34-й школы я уехал в с.Петропавловка Днепропетровской области, туда же выехали начальник школы В. М. Кол­баса, инструктор В. Е. Бреславец, сюда доставили и лучших лошадей нашей школы.

На третий день войны Петропавловский райвоенкомат мобилизовал в армию начальника и инструктора школы. Им было приказано всех лошадей доставить в Павлоград, где формировалась 28-я кавалерийская дивизия. Военкомат разрешил мне, несовершеннолетнему юноше, сопровождать лошадей и моя фамилия была внесена в предписание. В дивизии меня зачислили в разведэскадрон штаба дивизии. Его командиром стал инструктор школы лейтенант В. Е. Бреславец, а начальник школы В. М. Колбаса был назначен командиром одного из батальонов 134-го кавалерийского полка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Последствия критики У. Черчиллем индийской политики 30-х годов ХХ века
Позиция У. Черчилля по индийской проблеме негативно отразилась на его дальнейшей политической карьере. Среди консерваторов существовало мнение, что Черчилль с его сложным характером и кипучей энергией гораздо безопаснее внутри кабинета, чем вне его. Однажды Дэвидсон спросил Болдуина, что может лишить Черчилля поста в кабинете. Болдуин ...

Гарантировать рабочему его существование трудом
Так было написано в правительственном декрете оправе на труд от 25 февраля. Декрет гарантировал обеспечение граждан работой и отменял запрет на создание рабочих союзов. Затем создали «Правительственную комиссию для трудящихся», которая должна была выработать конкретные меры по улучшению их положения. Председателем комиссии стал Луи Блан ...

Как соотносится история России с историей российского реформаторства?
Российская история во многом представляет собой историю социального реформаторства. Несмотря на многочисленные войны, бунты, заговоры и революции, реальные изменения в экономическом и политическом строе России на протяжении последних столетий происходили, как правило, в результате реформ, проводимых верховной властью – иногда по собстве ...

   
Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru