Происхождение восточных славян

История » Восточные славяне » Происхождение восточных славян

По вопросу о происхождении восточных славян существует много различных представлений.

Летописец Нестор считал, что первоначально славяне жили в Центральной и Восточной Европе примерно от Эльбы до Днепра и лишь в первых веках нашей эры заселили бассейн Дуная и Балканский полуостров Наиболее распространенная в XVIII в. теория происхождения славян получила свое отражение в первом русском печатном учебнике по истории, так называемым Синопсисе, вышедшем в 70-е гг. XVII в. Она состоит в следующем: авторы, придерживающиеся этой теории, проводят четкое разделение между славянами и руссами. Русы, по мнению этих авторов, более древний народ. Их корни из Месопотамии; они происходят от библейских героев: сына Ноя Иафета и Мосоха, который был первым патриархом руссов. Память об этом герое, по мнению авторов, хранилась у русского народа и была запечатлена в названии столицы русского государства - Москве. Постепенно русы расселились по территории Европы. Существует даже такое мнение, что в определенный момент русы составляли большинство населения Европы, в частности, так называемых этрусков жителей Италии выводит от руссов, якобы это зашифрованное имя руссов. Славяне же гораздо менее древний народ, относящийся к индоевропейской семье народов. В начале нашей эры русы по предположению тех же самых авторов, занимали территорию по Дунаю и Днепру. В.О.Ключевский, следует известиям готского историка Иордана: первоначально славяне занимали Карпатский край. Он называет Карпаты общеславянским гнездом, из которого впоследствии славяне разошлись в разные стороны. Академик А.А.Шахматов, чье мнение поддерживает также Л.Н.Гумилев, изучая русские летописи, исследуя историю русского языка и его диалекты, пришел к выводу, что древние славяне зародились в верховьях Вислы, на берегах Тисы и на склонах Карпат (современная восточная Венгрия и южная Польша.[1]Б.А.Рыбаков, отвергая все названные и неназванные точки зрения, отстаивает свою. В отдаленную эпоху в Юго-Восточной Европе и в Малой Азии обитали родственные племена предки индоевропейских народов. Средством общения у них являлся примитивный язык с небольшим количеством слов. Позднее, в период неолита и в течении бронзового века, эти племена стали расселяться, связь между ними ослабевала и проявлялись некоторые, первоначально очень незначительные особенности в языке, создались языковые группы, отражавшие уже иную группировку древних племен. Предков славян предположительно найти среди племен бронзового века, населявших бассейны Одры, Вислы и Днепра. В то же время еще не было разделения славян по языку на западных и восточных славян. По всей вероятности ,указывает Рыбаков о предках славян говорит Геродот, описывая земледельческие племена Среднего Поднепровья в V веке до н.э. Он называет их «сколотами» или «борисфенитами», отмечая, что греки ошибочно причисляют их к скифам ,хотя скифы совершенно не знали земледелия. Академик признает, что проблема происхождения славян является очень сложной; здесь много спорных вопросов, которые следуют историки лингвисты, антропологи и археологи. Cам термин «славяне» до сих пор удовлетворительно не объяснен Возможно, он связан со «словом», и так наши предки могли именовать себя в отличии от иных народов, речь которых они не понимали ( немцы ). С таким явлением мы встречаемся не только в славянском мире. Известно, что арабы в VII-VIII вв.называли все прочие народы, не понимавшие их языка, аджамами, т.е. неарабами, буквально немыми, бессловесными ( немцами ). Позже такой термин стал применяться исключительно к иранцам. Любопытно, что согласно Прокопию Кесарийскому (VI в.), весьма эрудированному писателю, славяне назывались прежде спорами, а у Иордана фигурирует какой-то народ сполы, с которым воевали готы. Расшифровать эти понятия невозможно при нашем состоянии знаний, но, очевидно, термин «славяне» возник не сразу и не вдруг стал общеупотребительным. Возможно, древнейшее название было все-таки венеды: именно так именовали славян их древнейшие соседи с запада - германцы и , кажется, восточные балты. Но так могла называться и часть предков славян, тогда как другие могли носить иные наименования. И только позже (V-VI вв.) утвердилось общее название «славяне» ( словене ). Знакомясь с древнейшими описаниями нашей страны, мы вплоть до первых столетий нашей эры не найдем в них даже упоминания имени славян Прежде всего восточные славяне возникли в результате слияния так называемых праславян, носители славянской речи, с различными другими этносами Восточной Европы. Этим объясняется тот факт, что при всей схожести языка и элементов культуры, с ним связанных, в остальном между славянскими народами имеются серьезные различия, даже по антропологическому типу - такого рода различия есть внутри отдельных групп тех или иных восточнославянских народов. Не менее существенное различие обнаруживается в сфере материальной культуры, поскольку славянизированные этносы, ставшие составной частью тех или иных славянских народов, имели неодинаковую материальную культуру, черты которой сохранились и у их потомков. Именно в сфере материальной культуры, а также такого элемента культуры, как музыка, имеются значительные различия даже между такими близкородственными народами, как русские и украинцы. [2]

Перспективы развития идеологии белорусской государственности
Конституционное закрепление новых форм государственной и общественной жизни знаменует и новый этап национально-государственного самоопределения Беларуси. Обычно принято рассматривать право наций на самоопределение как право на образование в той или иной форме национального государства. Но самоопределение можно вполне закономерно рассмат ...

Предпосылки крестьянской войны. Восстание Хлопка
После учреждения опричнины, которая осуществлялась сверху, бояре и дворянство продолжали бороться за преобладание в обществе, опутанном феодальными отношениями. Вместе с тем это было новое наступление на крестьян и их землю. Можно считать, что мероприятия опричнины были новой фазой крепостнической политики. По тому накалу крестьянских ...

Социальная политика
На рубеже XIX - XX вв. в европейскую политику пришло осознание социальной ответственности государства за уровень жизни своих граждан. Сформировалось убеждение, что право на достойное существование - неотъемлемое право каждого, которое должно быть гарантировано правительственной властью. В противном случае, общество никогда не выйдет из ...

   
Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru