Основные черты развития польской культуры
Страница 4

История » Развитие польских земель в 60-е гг. XIX в. – 1914 г. » Основные черты развития польской культуры

В отличие от литературы и музыки, не лучшие времена переживал театр. Редкостью становились любительские спектакли, характерные для салонов эпохи Просвещения. В театрах с постоянной труппой изменился репертуар. Для привлечения зрителей игрались невзыскательные комедии, фарсы и водевили.

Не лучшие времена переживала и живопись. Экономические изменения, происходившие в польских землях, привели к сокращению числа меценатов из традиционней церковно-магнатской среды, а буржуазия, в значительной своей части инонациональная, еще не созрела до понимания необходимости поддержки польской национальной культуры. В Варшавской и Краковской школах изящных искусств господствовал закостенелый академизм. Лишь в 50-е гг. были предприняты попытки преодолеть застой в живописи. В частности, В.Герсон обратился к сельскому пейзажу. Своим талантом выделяется П. Михаловский, автор полотен с изображением батальных и бытовых сцен, незаурядный портретист и мастер рисунка.

Новые формы пробивали себе путь в архитектуре и градостроительстве. Доминировали неоготика, позже - неоренессанс. Градостроительство развивалось по образцу столиц метрополий.

Значительными диспропорциями характеризовалось школьное образование в отдельных землях. Начальная школа успешнее всего развивалась в прусской части, где в 1825 г. было введено обязательное школьное образование для детей в возрасте от 6 до 14 лет, отставала в Царстве Польском и особенно в Галиции. В середине века в Пруссии почти 90 % польских детей имели начальное образование, в Царстве Польском и Галиции соответственно 28 и 20 %.

Почти полностью были онемечены государственные средние школы в прусской и австрийской частях польских земель и русифицированы - в западных губерниях России, где поляки составляли немалый процент населения. В Царстве Польском преподавание, правда, велось на польском языке, но после восстания 1830-31 гг. было решительно ограничено число учащихся. Если до восстания в гимназиях училось около 6 000 человек, то в 1855 г. - менее 3000.

Практически прекратили свое существование польские высшие учебные заведения. После событий 1830-31 гг. были закрыты Варшавский и Виленский университеты, Кременецкий лицей. Австрийское правительство сохранило немецкий в качестве языка преподавания в Львовском университете, а после включения в 1846 г. Кракова в состав Австрии стало вводить его в Ягеллонском университете. Школа изящных искусств и Агрономический институт в Варшаве не могли заменить отсутствия университета. Правда, в 1857 г. стала действовать Медико-хирургическая академия, а в 1862 г. вместо нее была создана варшавская Главная школа.

По-прежнему серьезные трудности переживала наука. Заметные достижения можно отметить лишь в гуманитарных дисциплинах, особенно в истории и философии. Главным центром изучения философии была Познань, которая в 40-е гг. лидировала в издании журналов и популярной литературы. А. Чешковский, Б. Трентовский, К. Либельт и др. последователи гегельянства разрабатывали польскую философию мессионизма. В ее основе лежала вера в возрождение человечества с помощью невинной жертвы, принесенной польским народом, по аналогии с жертвой Христа, отрицание социального радикализма и революционных методов борьбы. Э. Дембовский, напротив, также следуя гегелевским идеям, пропагандировал решительные революционные действия.

Крупнейшим историком-романтиком был И. Лелевель, оставивший после себя труды по польской и всеобщей истории, методологии и методике исторических исследований, вспомогательным историческим дисциплинам. Его концепции и научные методы оказали влияние на современников и последующие поколения историков. Важное значение для дальнейшего развития исторической науки имела собирательская деятельность библиотек: Красиньских в Варшаве, Э. Рачиньского - в Познани, Т. Дзялыньского в Курнике, Оссолиньских во Львове и польской библиотеки в Париже.

О. Кольбе в 1857 г. издал “Песни польского народа”, положив тем самым начало сбору и систематизации обычаев, обрядов, песен, сказок, пословиц и поговорок польского народа. Большинство собранных материалов, ставших солидной основой для развития польской этнографии, было опубликовано в издании “Люд”.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Октябрьское вооруженное восстание. Ленинский план вооруженного восстания
Осенью 1917 г. в России сложились все условия для победоносного вооруженного восстания. В.И. Ленин своевременно указал партии на необходимость ускорить подготовку восстания. В августе он покинул шалаш у станции Разлив и перебрался в Гельсингфорс, а в середине сентября — в Выборг, откуда продолжал руководить деятельностью партии, подгото ...

Бородинская битва и взятие Москвы.
Бородинское сражение между русскими и французскими войсками состоялось 26 августа (7 сентября) 1812 г. в районе с. Бородино в 110 км к западу от Москвы. 1-я армия М.Б.Барклая-де-Толли и 2-я армия генерала П.И. Багратиона, отходившие с 5 августа от Смоленска по дороге на Москву под натиском превосходящих сил врага, достигли 17 августа с ...

Горбатые (угасший род)
Младший (второй из пяти) брат Александра Васильевича Глазатого – Иван Васильевич, известный под прозванием Горбатого, сообщил эту фамильную кличку своему потомству, тянувшемуся с сохранением княжеского титула четыре поколения, да едва ли не продолжающемуся, под фамилию дворян Сусловых (?) и дальше. У князя Ивана Васильевича Горбатого с ...

   
Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru