Основные черты развития польской культуры
Страница 1

История » Развитие польских земель в 60-е гг. XIX в. – 1914 г. » Основные черты развития польской культуры

После разделов Речи Посполитой важной областью общественной жизни польского народа стала национальная культура, переживавшая с начала XIX в. активный процесс демократизации. Это касалось не только доминировавших направлений и форм художественного творчества, которые в целом следовали за западноевропейской культурой. Более важными были качественные изменения в среде творцов и потребителей культуры. Постепенно эта среда утрачивала свой прежний преимущественно шляхетский характер, в то же время возрастала роль интеллигенции и мещанства. Уже к концу 30-х гг. XIX в. представители свободных профессий, ученые в большинстве своем рекрутировались из интеллигенции. Новые творцы культурных ценностей углубляли демократическое содержание культуры, культивировали патриотические чувства, несли в общество прогрессивные взгляды. Меняется и характер занятия культурной деятельностью. В отличие от помещиков, для которых культурное творчество был скорее возможностью реализовать свои эстетические и духовные потребности, своего рода хобби, для интеллигенции очень часто занятие им было единственным источником существования.

Культурная жизнь постепенно перемещается из аристократических резиденций и богатых шляхетских поместий в города, главным образом в большие, все чаще совмещавшие функции административных, культурных, индустриальных и торгово-деловых центров.

Важными средствами приобщения населения к ценностям культуры становились газеты, литературно-художественные и иллюстрированные журналы, выставочные залы. В это время появляются специальные издания для народа, что знакомило с последними прозаическими, поэтическими, живописными произведениями, с капризами моды те социальные слои, интересы которых прежде не выходили за рамки традиционной культуры. Наряду с высокой культурой постепенно складывается своеобразная городская субкультура.

Дольше всего приверженность традиционным культурным ценностям (быту, обычаям, диалектическим региональным особенностям) демонстрировало крестьянство. И тем не менее, и в сельской жизни наблюдаются некоторые перемены. Это происходило под влиянием новых веяний, идущих из городов, начального школьного образования, постепенно охватывающего все большее число детей, особенно в прусской части Польши.

Расширение круга потребителей культурных ценностей в определенной степени компенсировало для их творцов сокращение меценатства аристократии в первые десятилетия после разделов, но не могло кардинально улучшить положения. Основными препятствиями развитию современной культуры было отсутствие у поляков собственной государственности и ассимиляторские действия Австрии, Пруссии и России. Наблюдается разобщенность культурной жизни в отдельных польских землях, замедление развития тех отраслей науки и искусства, которые требовали государственной поддержки (естественные и технические науки, градостроительство, скульптура). Поэтому в культурном и научном творчестве отмечается преимущественное развитие литературы, живописи, музыки, гуманитарных исследований.

Историческим феноменом является факт, что народ, лишенный свободы и разорванный на части, сопротивляющийся насильственному включению в состав чужих государств и ассимиляции, создал произведения литературы и искусства, ставшие гордостью национальной культуры и обогатившие сокровищницу мировой культуры.

В рассматриваемый период польская культура прошла два этапа развития, каждый из которых характеризовался преобладанием определенного художественного направления и философии. В первые десятилетия после разделов - это был классицизм. В 20-е гг. классицизм постепенно уступает место романтизму, который особенно бурно развивается в период национально-освободительной борьбы. Расцвет романтизма приходится на 40 - 50-е гг., а закат - на первую половину 60-х годов XIX в. Он значительно обогатил польскую культуру, особенно литературу, живопись, музыку.

Первые годы после падения Польши наблюдается некоторый культурный застой. Общество не сразу пришло в себя от пережитого шока, вызванного утратой независимости. Это особенно заметно на примере шляхты. В жизни ее средних и низших слоев стали проявляться элементы сарматизма, т.е. подчеркнутое культивирование традиционных польских бытовых и культурных традиций, а крупная шляхта демонстрировала космополитизм, малую заинтересованность польскими проблемами. Классицизм как литературное направление постепенно утрачивал присущие ему до этого элементы реализма, сатиры и интереса к политической проблематике. Форма брала верх над содержанием.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Какие основные задачи решались в годы довоенных пятилеток?
1)Подъем тяжелой промышленности на ведущее место в мире. 2)Повышение промышленного производства и производительности труда. 3)Обеспечение людей работой и осуществление прав на труд. 4)" С каждого по способностям, каждому по труду!". С конца 1920 года положение правящей в России коммунистической партии стало стремительно ухудш ...

Разложение и консолидация общины
А могло ли такое быть? Совместимо ли одно с другим? Не исключает ли одно другое? Попробуем разобраться на сей счет. Община давно перестала быть целостной, единой. Неуместны сетования некоторых публицистов об «артельном духе» общины, о «вольной артели», – качествах деревни, которые якобы были сметены коллективизацией. Да никогда община ...

Крестьяне и крепостное право
Одной из крупных акций политики «просвещенного абсолютизма» был конкурс, объявленный Вольным экономическим обществом (ВЭО) в 1766г. Екатерина II вступила на престол в период обострения классовой борьбы крестьянства против крепостнического гнета. В 50-60-х годах XVIII века волнения охватили крестьян разных категорий - церковных, помещичь ...

   
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru