Основные черты развития польской культуры
Страница 1

История » Развитие польских земель в 60-е гг. XIX в. – 1914 г. » Основные черты развития польской культуры

После разделов Речи Посполитой важной областью общественной жизни польского народа стала национальная культура, переживавшая с начала XIX в. активный процесс демократизации. Это касалось не только доминировавших направлений и форм художественного творчества, которые в целом следовали за западноевропейской культурой. Более важными были качественные изменения в среде творцов и потребителей культуры. Постепенно эта среда утрачивала свой прежний преимущественно шляхетский характер, в то же время возрастала роль интеллигенции и мещанства. Уже к концу 30-х гг. XIX в. представители свободных профессий, ученые в большинстве своем рекрутировались из интеллигенции. Новые творцы культурных ценностей углубляли демократическое содержание культуры, культивировали патриотические чувства, несли в общество прогрессивные взгляды. Меняется и характер занятия культурной деятельностью. В отличие от помещиков, для которых культурное творчество был скорее возможностью реализовать свои эстетические и духовные потребности, своего рода хобби, для интеллигенции очень часто занятие им было единственным источником существования.

Культурная жизнь постепенно перемещается из аристократических резиденций и богатых шляхетских поместий в города, главным образом в большие, все чаще совмещавшие функции административных, культурных, индустриальных и торгово-деловых центров.

Важными средствами приобщения населения к ценностям культуры становились газеты, литературно-художественные и иллюстрированные журналы, выставочные залы. В это время появляются специальные издания для народа, что знакомило с последними прозаическими, поэтическими, живописными произведениями, с капризами моды те социальные слои, интересы которых прежде не выходили за рамки традиционной культуры. Наряду с высокой культурой постепенно складывается своеобразная городская субкультура.

Дольше всего приверженность традиционным культурным ценностям (быту, обычаям, диалектическим региональным особенностям) демонстрировало крестьянство. И тем не менее, и в сельской жизни наблюдаются некоторые перемены. Это происходило под влиянием новых веяний, идущих из городов, начального школьного образования, постепенно охватывающего все большее число детей, особенно в прусской части Польши.

Расширение круга потребителей культурных ценностей в определенной степени компенсировало для их творцов сокращение меценатства аристократии в первые десятилетия после разделов, но не могло кардинально улучшить положения. Основными препятствиями развитию современной культуры было отсутствие у поляков собственной государственности и ассимиляторские действия Австрии, Пруссии и России. Наблюдается разобщенность культурной жизни в отдельных польских землях, замедление развития тех отраслей науки и искусства, которые требовали государственной поддержки (естественные и технические науки, градостроительство, скульптура). Поэтому в культурном и научном творчестве отмечается преимущественное развитие литературы, живописи, музыки, гуманитарных исследований.

Историческим феноменом является факт, что народ, лишенный свободы и разорванный на части, сопротивляющийся насильственному включению в состав чужих государств и ассимиляции, создал произведения литературы и искусства, ставшие гордостью национальной культуры и обогатившие сокровищницу мировой культуры.

В рассматриваемый период польская культура прошла два этапа развития, каждый из которых характеризовался преобладанием определенного художественного направления и философии. В первые десятилетия после разделов - это был классицизм. В 20-е гг. классицизм постепенно уступает место романтизму, который особенно бурно развивается в период национально-освободительной борьбы. Расцвет романтизма приходится на 40 - 50-е гг., а закат - на первую половину 60-х годов XIX в. Он значительно обогатил польскую культуру, особенно литературу, живопись, музыку.

Первые годы после падения Польши наблюдается некоторый культурный застой. Общество не сразу пришло в себя от пережитого шока, вызванного утратой независимости. Это особенно заметно на примере шляхты. В жизни ее средних и низших слоев стали проявляться элементы сарматизма, т.е. подчеркнутое культивирование традиционных польских бытовых и культурных традиций, а крупная шляхта демонстрировала космополитизм, малую заинтересованность польскими проблемами. Классицизм как литературное направление постепенно утрачивал присущие ему до этого элементы реализма, сатиры и интереса к политической проблематике. Форма брала верх над содержанием.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Характер и цели наполеоновских войн. Война с третьей коалицией. Трафальгар и Аустерлиц.
После разгрома второй коалиции (1801) Наполеон сполна использовал резулътатьдсвоей победы. В1802 г. Франция захватила Пьемонт, а в следующем году способствовала совершению государственного переворота в Швейцарии и установила над ней свой контроль. В 1803 г. возобновилась война с Англией, началась подготовка к вторжению на ее территорию. ...

Политическая демонстрация в Сормове
В 1902 г. особенно крупными выступлениями рабочих были первомайская демонстрация в Сормове (близ Нижнего Новгорода) и забастовка в Ростове-на-Дону. В Сормове 1 мая на улицу вышло до 5 тыс. рабочих. Группа демонстрантов с пением революционных песен прошла по главной улице Сормова. Молодой рабочий Петр Заломов нес красное знамя. Демонстр ...

Законодательная деятельность Екатерины II.  Наказ Уложенной Комиссии Общая оценка
С самого начала своего царствования, Екатерина выразила идею привести все правительственные учреждения в надлежащий порядок. Исполнение этой идеи Екатерина решила только преобразованием Сената, дальше она не пошла. Но её советник Н. И. Панин пошёл дальше. Он был одним из умнейших людей времён Екатерины. Н.И. Панин подал императрице обст ...

   
Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru