Основные черты развития польской культуры
Страница 5

История » Развитие польских земель в 60-е гг. XIX в. – 1914 г. » Основные черты развития польской культуры

Определенные сдвиги к лучшему в естественных и технических науках произошли лишь во второй половине XIX в. Было реорганизовано Краковское научное общество, в 1857 г. возникло Общество друзей науки в Познани. Заметными были достижения в медицине.

Период от поражения восстания 1863-1864 гг. до 90-х гг. XIX в. известен в польской истории как эпоха позитивизма, хотя он в эти годы конечно же не был единственным направлением в общественной, научной и культурной жизни. Последователи этого философского направления были убеждены в том, что мир развивается благодаря естественным, рациональным законам. В связи с этим большое значение они придавали науке и образованию. Польский позитивизм воспринял некоторые черты, характерные для французской школы, но имел и свои особенности. Его сторонники были убеждены в преимуществе индустриальной цивилизации и высказывались за применение в промышленности и сельском хозяйстве современной техники и технологий. Они отвергали революцию, нарушавшую, по их мнению, естественный прогресс и порождающую анархию. Следуя Ч. Дарвину и Г.Т. Боклю, они проповедовали рациональный, утилитарный и эмпирический подход к жизни. В отличие от западных разновидностей, польский позитивизм был не столько философской школой, сколько литературным и общественно-политическим течением. Отбросив романтический миф богоизбранного народа, польские адепты позитивизма воспринимали народ как единый организм, желая усилить его так, чтобы он мог успешно противостоять чужеземному владычеству. Одним из главных варшавских позитивистов был А. Свентоховский (1849-1938), выступивший против романтических идеалов и хотевший, чтобы европейские ветры проветрили “душную избу”.

Сторонники позитивизма в целом критически относились к романтической традиции борьбы и самопожертвования как не давшей результатов в решении польского вопроса и приведшей к напрасным жертвам. Но в их рядах не было полного единства по вопросу о дальнейших путях развития польского народа.

В Великой Польше их взгляды были близки убеждениям западноевропейских либералов: они стремились противодействовать ультрамонтанству и сотрудничеству с автократической Пруссией, делали упор на органический труд и национальный солидаризм.

Вклад краковских позитивистов в борьбу с романтической традицией выразился в интерпретации польской истории, прежде всего причин падения Речи Посполитой. Представители краковской исторической школы (В. Калинка, Ю. Шуйский, М. Бобжиньский и др. видели их в особенностях внутреннего развития страны, считали произведенные в последней трети XVIII в. разделы закономерным итогом, вину за который несут сами поляки. Такая позиция привела их к толерантному и даже лояльному отношению к Вене. Этому, несомненно, способствовало и сильное влияние в монархии Габсбургов католической церкви, которая рассматривалась польской интеллигенцией как один из важнейших польских национальных институтов.

Представители варшавской исторической школы - Т. Корзон, В. Смоленьский и др. - основную причину падения Речи Посполитой видели в захватнической политике более сильных соседей. Разделив Польшу, они прервали ее поступательное развитие, наметившееся во второй половине XVIII в.

Позитивистский лозунг органического труда относился к культурной, общественной и хозяйственной жизни. Позитивисты подчеркивали значение экономического прогресса и беспокоились, чтобы польские земли не отстали от поступи европейской модернизации. Героями позитивистов были уже не повстанцы, не “человек с ружьем и саблей”, а врачи, борющиеся с болезнями, учителя, ликвидирующие безграмотность, инженеры, предприниматели, купцы и др. деятельные люди. Позитивистская программа пропагандировалась через прессу и литературу. Быстро росло число названий газет и журналов и их тиражи, они приобретали все большее влияния на умонастроения в обществе. Заметным явлением стали издания, предназначенные для селян. Пресса отличалась разнообразием и удовлетворяла запросы все более широкого круга людей. Популярной формой подачи материала стали обозрения или как их тогда называли - фельетоны. Чтение газет входило в привычку в образованных слоях общества.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Южный Кузбасс в XI-XVI веках
Что же представлял Южный Кузбасс в XI-XVI веках, то есть в эпоху, когда шорская народность еще не сложилась? Это было место обитания различных тюркоязычных племен. С востока, из долин Енисея, сюда приходили со своими стадами кыргызы, с запада - телеуты, которые кочевали в степях Приобья и Прииртышья. В «Сибирском вестнике» за 1819 год, ...

Строительство заводов.
Наибольшие сдвиги произошли в области промышленности. К концу XVII в. в стране насчитывалось около 30 мануфактур. B годы Петровского правления их стало более 100),которые историки насчитывают 200 манyфактyр). Наряду с Москвой и прилегающими к ней губерниями Нечерноземного: центра cклaдывaлись два новых промышленных района: Урал и Петерб ...

Анализ статей японской и турецкой конституций. Содержание конституции Японской империи
“Конституция Мэйдзи” была с большой помпой обнародована 11 февраля 1889 г. Выбор именно этой даты, официально праздновавшийся как “день основания империи” (кигэнсэцу), символизировал связь новой конституции с “исконными порядками управления империей” времен мифического императора Дзимму. Новая конституция, а главное - ее официальные ком ...

   
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru