Основные черты развития польской культуры
Страница 2

История » Развитие польских земель в 60-е гг. XIX в. – 1914 г. » Основные черты развития польской культуры

Патриотические чувства придавали особый смысл некоторым поэтическим произведениям, в частности, Ю.У. Немцевича (1757 или 1758 - 1841). Большой популярностью пользовались его “Исторические песни” - 33 стихотворных образа прошлого польского народа. Они сыграли большую роль в популяризации польской истории, в воспитании любви к родине у нескольких поколений поляков. В целом же для польской поэзии конца XVIII - начала XIX в. был характерен сентиментализм.

Свою роль важного культурного центра сохранял созданный В. Богуславским польский театр. Постоянные театры в это время имели Варшава, Краков, Вильно и Львов. Драматурги и режиссеры откликались на важные общественно-политические события, стремились поддержать чувство патриотизма у поляков. Крупнейшим достижением польской драматургии этого периода было творчество А. Фредро (1793 - 1876).

Живопись и архитектура в начале ХIХ в. переживали не лучшие времена. Ситуация изменилась после 1815 г., когда улучшились условия для развития живописи, особенно в Варшаве и Вильно. Этому способствовали художественные конкурсы, постоянные выставки, растущий интерес богатой интеллигенции и буржуазии к портретной живописи. Доминировал классицизм, но все более смело заявлял о себе реализм (А. Бродовский, А. Орловский). Заметное оживление в архитектурном творчестве наблюдалось в период автономии Царства Польского.

Старые города, благодаря новым урбанистическим веяниям, превращались в современные торговые и административные центры, характерной чертой которых стали широкие, обсаженные деревьями улицы, большие площади и монументальные административные здания в классическом стиле. В эти годы варшавский архитектурный ансамбль пополнился дворцом Сташица, Большим театром и многими другими памятниками архитектуры. Одновременно разбирались башни и крепостные стены. Появились проекты типовых объектов (почт, городских застав, зданий мануфактур).

Среди музыкантов большой популярностью пользовался М. Огиньский, автор знаменитых полонезов.

В начале XIX в. на отошедших к России землях Речи Посполитой успешно развивалась польская высшая школа. В 1802 г. Виленская академия была преобразована в университет, ставший главным центром польской науки. Его ректором был известный польский ученый Я. Снядецкий. Здесь успешно развивались естественные и историческая науки, медицина. В Виленском университете началась научная карьера видного историка И. Лелевеля (1786-1861). Университет оказал большое влияние на развитие просвещения. А. Чарторыйский, будучи куратором Виленского учебного округа, реформировал школу в российской части разделенной Польши по образцу Комиссии национальной эдукации. В 1805 г. был открыт Кременецкий лицей, в котором получали образование главным образом дети шляхтичей. В 1816 г. начал действовать Варшавский университет с пятью факультетами.

После 1815 г. заметное место среди польских учебных заведений занял Ягеллонский университет в Кракове, в котором некоторое время училась молодежь из всех польских земель. Но постепенно его автономия была ограничена и в нем было разрешено учиться только гражданам Краковской республики.

Наука и образование в остальных польских землях находились в более тяжелой ситуации. Львовский университет, восстановленный в 1817 г., был немецким и уровень преподавания в нем был невысок. В прусской части польских земель развивалось начальная и частично средняя школа с преобладанием немецкого языка преподавания. Создание польских высших учебных заведений было запрещено.

Несмотря на материальные и кадровые трудности, определенные сдвиги произошли в науке. Этому способствовали и высшие учебные заведения, и различные научные общества. Одно из наиболее известных - Общество друзей науки - было создано в Варшаве в 1800 г. Оно объединяло профессиональных ученых и любителей, видных педагогов, врачей. Общество явилось инициатором многих научных начинаний, особенно в области изучения польской истории и культуры, а также развития польского языка. Подобную роль играли Краковское научное общество (1815) и Национальный институт им. Оссолиньских во Львове (1817).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Уроки и итоги ВОВ
Во второй мировой войне участвовало 61 государство с населением 1,7 млрд. человек. (В первой мировой соответственно 36 и 1). В армию было призвано 110 млн. человек, на 40 млн. больше, чем в 1914-1918 гг. Во второй мировой войне погибло 50 млн. человек, в 5 раз больше, чем в первой. Из государств - участниц второй мировой войны главную ...

Симптомы болезни: разломы и трещины
Наиболее очевидным разломом Четвертой державы является раскол ее социально-политического пространства на Запад и Восток. Достаточно вспомнить о результатах президентских выборов 1994 г., когда граждане Украины к востоку от Днепра во втором туре поддержали Леонида Кучму, а на Правобережье и Западе голосовали преимущественно за Леонида Кр ...

Путь к социализму через кооперацию или общину?
У руководства страной этот вопрос, тем более в форме дилеммы, пожалуй, и не стоял. Но все же… Ведь кооперация, это, как многажды подчеркивали последователи В.И. Ленина – «столбовая дорога к социализму». А община? Вспомним К. Маркса: при известных условиях она могла бы стать… Да мало ли что могло быть Поэтому, почему бы не рассмотреть во ...

   
Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru