Основные черты развития польской культуры
Страница 2

История » Развитие польских земель в 60-е гг. XIX в. – 1914 г. » Основные черты развития польской культуры

Патриотические чувства придавали особый смысл некоторым поэтическим произведениям, в частности, Ю.У. Немцевича (1757 или 1758 - 1841). Большой популярностью пользовались его “Исторические песни” - 33 стихотворных образа прошлого польского народа. Они сыграли большую роль в популяризации польской истории, в воспитании любви к родине у нескольких поколений поляков. В целом же для польской поэзии конца XVIII - начала XIX в. был характерен сентиментализм.

Свою роль важного культурного центра сохранял созданный В. Богуславским польский театр. Постоянные театры в это время имели Варшава, Краков, Вильно и Львов. Драматурги и режиссеры откликались на важные общественно-политические события, стремились поддержать чувство патриотизма у поляков. Крупнейшим достижением польской драматургии этого периода было творчество А. Фредро (1793 - 1876).

Живопись и архитектура в начале ХIХ в. переживали не лучшие времена. Ситуация изменилась после 1815 г., когда улучшились условия для развития живописи, особенно в Варшаве и Вильно. Этому способствовали художественные конкурсы, постоянные выставки, растущий интерес богатой интеллигенции и буржуазии к портретной живописи. Доминировал классицизм, но все более смело заявлял о себе реализм (А. Бродовский, А. Орловский). Заметное оживление в архитектурном творчестве наблюдалось в период автономии Царства Польского.

Старые города, благодаря новым урбанистическим веяниям, превращались в современные торговые и административные центры, характерной чертой которых стали широкие, обсаженные деревьями улицы, большие площади и монументальные административные здания в классическом стиле. В эти годы варшавский архитектурный ансамбль пополнился дворцом Сташица, Большим театром и многими другими памятниками архитектуры. Одновременно разбирались башни и крепостные стены. Появились проекты типовых объектов (почт, городских застав, зданий мануфактур).

Среди музыкантов большой популярностью пользовался М. Огиньский, автор знаменитых полонезов.

В начале XIX в. на отошедших к России землях Речи Посполитой успешно развивалась польская высшая школа. В 1802 г. Виленская академия была преобразована в университет, ставший главным центром польской науки. Его ректором был известный польский ученый Я. Снядецкий. Здесь успешно развивались естественные и историческая науки, медицина. В Виленском университете началась научная карьера видного историка И. Лелевеля (1786-1861). Университет оказал большое влияние на развитие просвещения. А. Чарторыйский, будучи куратором Виленского учебного округа, реформировал школу в российской части разделенной Польши по образцу Комиссии национальной эдукации. В 1805 г. был открыт Кременецкий лицей, в котором получали образование главным образом дети шляхтичей. В 1816 г. начал действовать Варшавский университет с пятью факультетами.

После 1815 г. заметное место среди польских учебных заведений занял Ягеллонский университет в Кракове, в котором некоторое время училась молодежь из всех польских земель. Но постепенно его автономия была ограничена и в нем было разрешено учиться только гражданам Краковской республики.

Наука и образование в остальных польских землях находились в более тяжелой ситуации. Львовский университет, восстановленный в 1817 г., был немецким и уровень преподавания в нем был невысок. В прусской части польских земель развивалось начальная и частично средняя школа с преобладанием немецкого языка преподавания. Создание польских высших учебных заведений было запрещено.

Несмотря на материальные и кадровые трудности, определенные сдвиги произошли в науке. Этому способствовали и высшие учебные заведения, и различные научные общества. Одно из наиболее известных - Общество друзей науки - было создано в Варшаве в 1800 г. Оно объединяло профессиональных ученых и любителей, видных педагогов, врачей. Общество явилось инициатором многих научных начинаний, особенно в области изучения польской истории и культуры, а также развития польского языка. Подобную роль играли Краковское научное общество (1815) и Национальный институт им. Оссолиньских во Львове (1817).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Одиннадцатый съезд РКП(б)
Оценивая на Одиннадцатом съезде РКП(6) (27 марта — 2 апр. 1922 г., Москва) ход осуществления нэпа, Ленин указывал, что нэп является ожесточённой борьбой между социализмом и капитализмом, в которой решается вопрос «кто — кого?». При этом он подчёркивал, что в стране имеется всё необходимое для превращения экономич. отсталой России в пер ...

Государство
Стойкая многоукладность, незавершенность процессов образования классов, сохранение пережитков патриархально-родовых и рабовладельческих отношений, неравномерность хозяйственного и социального развития различных районов обширной территории затрудняют точное выделение того временного рубежа, с которого можно датировать начало средневеково ...

Складывание сербской государственности
Судя по сообщениям императора Константина Багрянородного (сер. X в.), сербы появились в VII в. на землях Балканского полуострова (континентальная часть), заняв территорию нынешней Сербии и Черногории (южная часть Далматинского побережья). Константин называет сербами также обитателей Неретвлянской области (Пагания), Требинья (Травуния) и ...

   
Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru