Основные черты развития польской культуры
Страница 6

История » Развитие польских земель в 60-е гг. XIX в. – 1914 г. » Основные черты развития польской культуры

Важную роль в разработке и пропаганде позитивистского мировоззрения и программы органического труда играли периодические издания. Свентоховский, например, делал это на страницах варшавских Пшеглёнда тыгоднёвого (“Еженедельное обозрение”) и “Правды”. Его издания осуждали классовые предрассудки, выступали за эмансипацию женщин и евреев, составлявших в Царстве Польском немалую часть городского населения.

Ведущим направлением польской литературы последней трети XIX в. стал реализм. Ценились произведения, верно отражавшие не всегда светлую действительность. Роман и новелла потеснили поэзию и рассказ. Литература и искусство идеализировали героев новой эпохи и высмеивали традиционалистов и обскурантов. Важное место в иерархии литературных произведений занял бытовой роман, высоким оставался интерес читателей к историческим романам.

В эпоху позитивизма расцвел талант ряда известных польских прозаиков. Одним из них был Б. Прус (А. Гловацкий) (1847-1912), газетные обозрения которого стали популярной варшавской хроникой конца столетия. Известность получили его романы “Кукла” и “Фараон”. Э. Ожешко была певцом литовско-белорусской земли, где проживало много поляков. Многие зачитывались ее романом “Над Неманом”.

Но самым популярным писателем этой эпохи был Г. Сенкевич (1846-1916), автор знаменитой исторической трилогии “Огнем и мечом”, “Потоп” и “Пан Володыёвский”. Из других исторических романов Сенкевича следует назвать “Камо грядеши” и “Крестоносцы”. Творчество Сенкевича было отмечено Нобелевской премией (1905).

Среди поэтов особенно выделялись А. Аснык, автор интеллектуально насыщенных сонетов, и М. Конопницкая, обращавшаяся своим творчеством прежде всего к простому читателю и не чуравшаяся общественных и социальных мотивов.

Важное место в культурной жизни поляков занимал театр. Варшавские государственные театры были одним из немногих общественных мест, где свободно звучал польский язык. Театры Варшавы, Кракова, Львова, Познани отличались высоким художественным уровнем репертуара, прекрасными актерскими труппами. В более мелких городах представления давали любительские театры и странствующие коллективы. В одном из них дебютировала выдающаяся актриса Х. Моджеевская.

Огрмную эстетическую и воспитательную нагрузку несла живопись. На последнюю треть XIX в. приходится пик популярности Я. Матейко (1838-1893). Он был ректором Краковской школы изящных искусств, единственной в польских землях после закрытия академии в Варшаве высшей художественной школы. В 1895 г. она была преобразована в Академию изящных искусств. Кисти Матейко принадлежит ряд монументальных полотен на исторические темы, посвященных кульминационным моментам польской истории (“Битва под Грюнвальдом”, “Костюшко под Рацлавицами”, “Прусская присяга” и др.). Широкую известность, особенно в России, приобрело творчество Г. Семирадского. Любители живописи с нетерпением ждали появлений новых работ графика А. Гроттгера, художников Я. Мальчевского, братьев А. и М. Герымских. В 1879 г. в Кракове был открыт Национальный музей, где посетители могли знакомиться со многими выдающимися произведениями польских живописцев, скульпторов и др. представтелей изобразительных искусств.

В музыке в этот период не было столь ярких имен, как Монюшко, в основном композиторы работали в традиционном стиле. Среди исполнителей наиболее известным был скрипач Х. Венявский (1835-1880). Зато наблюдалось общее оживление музыкальной жизни: создавались хоровые общества, консерватории и музыкальные школы. В 1871 г. было основано Варшавское музыкальное общество.

Большое внимание в послеповстанческий период уделялось просвещению. В сфере высшего образования важное место вплоть до закрытия в 1869 г. занимала варшавская Главная школа. В числе ее профессоров были известный химик Я. Натансон и знаменитый лингвист Я. Бодуэн де Куртене. Поляки составляли около 45% созданного на базе Главной школы русского Варшавского университета. Но царившая в нем и вокруг него атмосфера не способствовала его популярности среди поляков. Поэтому большинство молодых людей, желавших получить высшее образование, выезжали на учебу заграницу, чаще всего в Краков и Львов, а также в университеты на территории Российской империи. Поляки из прусских земель Польши могли обучаться только в немецких или заграничных университета.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Могущество Золотой Орды. Образование Золотой Орды
На территории Евразии более двух веков существовало одно из сильнейших государств мира — Золотая Орда. Потомки многочисленных народов Орды сегодня являются гражданами Российского государства и наследуют духовные традиции прошлого. В начале XIII века в Центральной Азии возникло Монгольское государство. В 1206 году ее главой был провозгл ...

Концепция У. Черчилля по проблемам Индии
В течение 7 лет противостояния по индийской политике Черчилль произнес большое количество речей в Палате Общин, на ежегодных конференциях консерваторов, в ходе заседаний Общества Индийской Империи, Лиги Защиты Индии. Кроме того, Черчилль опубликовал множество статей в различных газетах, пытался организовать радиообращения с целью привле ...

Брусиловский прорыв май - июль 1916 года
Первая мировая война стала «последней войной Петровской армии». Если гром пушек при Полтаве приветствовал ее рождение, то канонада Брусиловского прорыва оказалась залпами ее погребального салюта. «За три года мировой войны мы потеряли в три раза больше людей, чем за все остальные войны России — от Азова до Мукдена, - писал А. А. Керснов ...

   
Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru