Основные черты развития польской культуры
Страница 3

История » Развитие польских земель в 60-е гг. XIX в. – 1914 г. » Основные черты развития польской культуры

В естественных науках следует отметить работы братьев Я. и Е. Снядецких в области математики и природоведения и С. Сташица в области геологии. Более заметны в этот период достижения представителей гуманитарных наук. Я. Бандтке и Т. Чацкий положили начало развитию в Польше истории права. В 1814 г. появилась первая история польской литературы Ф. Бентковского. В 1806 - 1814 гг. С. Линде издал 6-томный Словарь польского языка.

В моменты оживления политической жизни заметным элементом культурной жизни становилась пресса - особенно в Княжестве Варшавском и Царстве Польском. Но более важную роль играли многочисленные специальные журналы - экономические, научные, литературные.

В 20-е гг. XIX в. разгорелся спор классиков с романтиками. Он проистекал как из-за различного подхода к культуре, так и из-за несовпадения политических и общественных взглядов. Против элитарности и консерватизма классицизма выступила молодежь, особенно из среды интеллигенции. Острие своей критики они адресовали аристократии и зажиточной шляхты, осуждая их консерватизм и соглашательство с властями держав, разделивших Польшу. Свою борьбу они вели под лозунгами романтизма, нового направления в художественном творчестве и общественной мысли.

После подавления восстания 1831 г. и усиления наступления на польскую автономию роль центров польской культуры на вошедших в состав Российской империи землях Речи Посполитой была решительно ограничена. Российские власти всячески препятствовали развитию польской культуры, науки и образования.

В первые послеповстанческие годы центр польского художественного творчества перемещается в эмиграцию, прежде всего во Францию. Воспоминания молодости, горечь поражения, контакты с европейской интеллектуальной элитой и конечно же талант творцов - все это стало основой для появления зрелых, общественно значимых, подлинно народных произведений. Эстетика романтизма позволила порвать с тесными канонами классицизма и его салонной культурой, выступить против проповеди примирения с действительностью. Романтики, черпавшие вдохновение в народной культуре, чувствовали свою гражданскую ответственность перед обществом, старались стать его рупором. Этим объясняется их исключительная роль в формировании польского национального и политического сознания в XIX в.

Золотой порой романтической поэзии были 30-е годы. Тогда были созданы самые известные произведения А. Мицкевича (1798-1855) - III часть драматической поэмы “Дзяды” и эпопея “Пан Тадеуш”. Позднее Мицкевич ярко себя проявил как историк литературы и публицист.

В эти же годы с большой силой зазвучал голос Ю. Словацкого (1809-1849), драматурга и поэта с богатейшей творческой фантазией. Из многочисленных его поэтических произведений наиболее типичной для той эпохи была поэма “Кордиан“. В основе большинства драматических произведений Словацкого лежат сюжеты из польской истории - начиная с легендарных времен и вплоть до XIX в. Прекрасным образцом романтической литературы явилась неоконченная поэма “Бенёвский”, в которой поэт затронул животрепещущие вопросы политической и художественной жизни.

Среди видных поэтов той поры аристократическим происхождением выделялся З. Красиньский. В своем творчестве он пытался примирить свои консервативные взгляды с патриотическими идеями. Он считал, что шляхта может договориться с народом и им вместе удастся преодолеть социальные противоречия. Самым известным драматическим произведением стала Небожественная комедия. В последующие годы среди польской интеллигенции получает распространение мессианизм, приписывающий польскому народу исключительное предназначение. Его влияние испытали на себе и польские поэты-романтики.

Польскую музыку прославил Ф. Шопен (1810-1849). В 1830 г. он навсегда покинул родину, и расцвет его творчества пришелся на годы эмиграции. Музыка Шопена имела подлинно романтическое звучание и выражала разнообразные человеческие чувства. Мастерски использовав народные мотивы, Шопен придал своим произведениям истинно польский характер. Особенно велик его вклад в развитие фортепьянной музыки. Из композиторов, творивших в польских землях, выделялся С. Монюшко (1919-1872). Наибольшую известность получили его оперы “Галька” и “Страшный двор”.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Вывод
Негативные стороны промышленной революции и мировой экономический кризис, борьба французов за демократизацию избирательного права привели к революции 1848 г., перекинувшейся затем на другие европейские страны. В результате во Франции установился реакционный режим Второй империи. Завершение промышленного переворота позволяло стране доби ...

Выдающиеся исторические личности КБР
И конечно же, из такого устоявшегося, древнего народа, с его многовековой историей выходят выдающиеся люди, политические, религиозные и культурные деятели, которые непременно повлияли на развитие кабардино-балкарии. А также люди гор, который сделали альпинизм своим призванием. Множество балкарцев отличились упорством в покорении высочай ...

Начало Смуты
В 1603 году разнёсся слух, что якобы последний сын царя Ивана Грозного, Дмитрий жив. Россияне были поражены. Вскоре узнали, что имя мнимого царевича Юрий Отрепьев. Он был сыном бедного боярина из Галича, Богдана-Якова, стрелецкого сотника, убитого в Москве пьяным литовцем, когда Юрий был ещё ребёнком. Отрепьев – отец служил у князя Бори ...

   
Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru