Эдвард БлайденСтраница 1
Эдвард Уилмот Блайден
родился в 1832 г. на острове Сент-Томас (
Вест-Индия) в семье портного. С детства он проявил большие способности к наукам. Получив отказ на получение
образования в США "из-за закоренелых предрассудков против негритянской расы", он в 18-летнем возрасте уезжает в Либерию. В Монровии Блайден закончил среднюю школу, овладел греческим, латынью, древнееврейским, испанским, голландским, французским, немецким языками, а также африканским языком фульфульде. В 1854 г. он стал издателем монровийской газеты "Лайбериа Геральд". В 1864 г. он стал министром иностранных дел Либерии, а еще через 13 лет стал первым негритянским послом в Великобритании.
Государственная, научная и публицистическая деятельность Э. Блайдена принесла ему мировое признание. Он был награжден орденами Франции, Турции, Туниса и Либерии. В 1869 г. колледж Лафайета в Истоне (Пенсильвания, США) присвоил ему почетную степень магистра искусств. В 1874 г. он был удостоен звания доктора права, а в 1880 г. - доктора богословия. Он стал вице-президентом Американского колонизационного общества, членом Американского филологического общества и Американского общества по изучению религий, вице-президентом Африканского королевского общества (Великобритания). Умер в 1912 г. В июне 1913 г. во Фритауне (Сьерра-Леоне) был открыт памятник Эдварду Блайде-ну, на котором выбиты слова: "Великому африканцу".
Блайден стал родоначальником идей панафриканизма, "культурного национализма" и "духовной деколонизации", концепции "африканского социализма". Он сформулировал ряд основополагающих принципов африканского национализма: тезис о единстве судеб народов негроидной расы, концепцию "африканской личности", положение об извечно "социалистическом" характере африканского общества. Он выражал решительный протест против европоцентристского взгляда на "неисторичность Африки", призывал к "африканизации" церкви и всей системы просвещения. Творчество Блайдена ' стало богатейшей сокровищницей, откуда будущие идеологи африканского национализма черпали многие положения своих учений.
К решению негритянской проблемы Блайден подходил комплексно, исходя из тезиса о единстве судеб народов негроидной расы. Представителей черной расы он делил на две основные категории: коренных жителей континента и "африканцев в изгнании". Ему принадлежит приоритет в названии последних как "афроамериканцев". Первоначально веру
в прогресс Африки Блайден связывал с реэмиграцией негров. В последующем все свои надежды он возлагал на коренное население, воочию убедившись, что массовая эмиграция американских негров в Африку оказалась неосуществимой. Вы-! двинутый им в середине 1860-х годов лозунг "Африка для аф-г риканцев" заложил основу развития идеи панафриканизма.
Катастрофические последствия для прогресса Африки, по убеждению Байдена, имела работорговля. Он утверждал, что если бы вместо работорговли между Европой и Африкой установились нормальные экономические связи, африканцы быстро преодолели бы отставание. На континенте окрепло бы земледелие, развились промышленность и торговля, выросли бы города, появились печатные станки, и африканские народы заняли бы достойное место в общечеловеческой семье.? Работорговля же стала преградой на пути общественного раз-> вития народов континента. Блайден подметил еще одно важное последствие работорговли - внедрение европейцами утверждения о "неполноценности африканцев", их "неисторичности". В качестве доказательств он установил, что даже в XVIII в. - мрачную эпоху работорговли и рабства - негры дали миру много незаурядных людей. Им был составлен список из 27 человек, закончивших известные европейские уни-t верситеты и ставших широко известными лингвистами и теологами (Дж.Э. Дж. Капитэн),
философами и классицистами (А.У. Амо),
видимыми врачами (Дж. Дехем), математиками и астрономами (Б. Баннекер),
вождями за освобождение негров (Туссен-Лувертюр)
Кальвин и его учение
Исходным пунктом учения Кальвина была мысль, сформулированная в знаменитой фразе, открывающей Institutio: «Вся наша мудрость, поскольку она вообще заслуживает имени мудрости и является надежной и достоверной, складывается из двух основных вещей: познания Бога и познания самих себя». Познание себя и познание Бога взаимообусловлены, однак ...
Возникиовение и история государства Неманичей (вторая половина XII — первая
половина XIV в.)
С конца XII в. наметился новый этап в развитии международных отношений на Балканском полуострове, связанный с падением влияния Византийской империи и возникновением независимых южнос лавянских государств.
Около 1190 г. ослаблением Византии воспользовался рашкский великий жупан Стефан Неманя, добившийся полного суверенитета и заложивший ...
Разложение
и консолидация общины
А могло ли такое быть? Совместимо ли одно с другим? Не исключает ли одно другое? Попробуем разобраться на сей счет.
Община давно перестала быть целостной, единой. Неуместны сетования некоторых публицистов об «артельном духе» общины, о «вольной артели», – качествах деревни, которые якобы были сметены коллективизацией.
Да никогда община ...
