Эдвард БлайденСтраница 1
Эдвард Уилмот Блайден
родился в 1832 г. на острове Сент-Томас (
Вест-Индия) в семье портного. С детства он проявил большие способности к наукам. Получив отказ на получение
образования в США "из-за закоренелых предрассудков против негритянской расы", он в 18-летнем возрасте уезжает в Либерию. В Монровии Блайден закончил среднюю школу, овладел греческим, латынью, древнееврейским, испанским, голландским, французским, немецким языками, а также африканским языком фульфульде. В 1854 г. он стал издателем монровийской газеты "Лайбериа Геральд". В 1864 г. он стал министром иностранных дел Либерии, а еще через 13 лет стал первым негритянским послом в Великобритании.
Государственная, научная и публицистическая деятельность Э. Блайдена принесла ему мировое признание. Он был награжден орденами Франции, Турции, Туниса и Либерии. В 1869 г. колледж Лафайета в Истоне (Пенсильвания, США) присвоил ему почетную степень магистра искусств. В 1874 г. он был удостоен звания доктора права, а в 1880 г. - доктора богословия. Он стал вице-президентом Американского колонизационного общества, членом Американского филологического общества и Американского общества по изучению религий, вице-президентом Африканского королевского общества (Великобритания). Умер в 1912 г. В июне 1913 г. во Фритауне (Сьерра-Леоне) был открыт памятник Эдварду Блайде-ну, на котором выбиты слова: "Великому африканцу".
Блайден стал родоначальником идей панафриканизма, "культурного национализма" и "духовной деколонизации", концепции "африканского социализма". Он сформулировал ряд основополагающих принципов африканского национализма: тезис о единстве судеб народов негроидной расы, концепцию "африканской личности", положение об извечно "социалистическом" характере африканского общества. Он выражал решительный протест против европоцентристского взгляда на "неисторичность Африки", призывал к "африканизации" церкви и всей системы просвещения. Творчество Блайдена ' стало богатейшей сокровищницей, откуда будущие идеологи африканского национализма черпали многие положения своих учений.
К решению негритянской проблемы Блайден подходил комплексно, исходя из тезиса о единстве судеб народов негроидной расы. Представителей черной расы он делил на две основные категории: коренных жителей континента и "африканцев в изгнании". Ему принадлежит приоритет в названии последних как "афроамериканцев". Первоначально веру
в прогресс Африки Блайден связывал с реэмиграцией негров. В последующем все свои надежды он возлагал на коренное население, воочию убедившись, что массовая эмиграция американских негров в Африку оказалась неосуществимой. Вы-! двинутый им в середине 1860-х годов лозунг "Африка для аф-г риканцев" заложил основу развития идеи панафриканизма.
Катастрофические последствия для прогресса Африки, по убеждению Байдена, имела работорговля. Он утверждал, что если бы вместо работорговли между Европой и Африкой установились нормальные экономические связи, африканцы быстро преодолели бы отставание. На континенте окрепло бы земледелие, развились промышленность и торговля, выросли бы города, появились печатные станки, и африканские народы заняли бы достойное место в общечеловеческой семье.? Работорговля же стала преградой на пути общественного раз-> вития народов континента. Блайден подметил еще одно важное последствие работорговли - внедрение европейцами утверждения о "неполноценности африканцев", их "неисторичности". В качестве доказательств он установил, что даже в XVIII в. - мрачную эпоху работорговли и рабства - негры дали миру много незаурядных людей. Им был составлен список из 27 человек, закончивших известные европейские уни-t верситеты и ставших широко известными лингвистами и теологами (Дж.Э. Дж. Капитэн),
философами и классицистами (А.У. Амо),
видимыми врачами (Дж. Дехем), математиками и астрономами (Б. Баннекер),
вождями за освобождение негров (Туссен-Лувертюр)
Политические взгляды С.Ю. Витте. Его усилия по стабилизации
ситуации в России в 1905-1907гг. Победители возвращались из Портсмута и из Маньчжурии, а в России бушевала революция. Ситуация стремительно выходила из под контроля. Что делать? Каждый предлагал свой вариант решения – от ужесточения репрессий до немедленного введения конституции, парламента и всеобщего избирательного права. Витте писал: ...
Раннее Просвещение
Идеи Просвещения вначале были восприняты знаменитым царем-реформатором Петром Великим и его сподвижниками. Этими идеями вдохновлялись проповеди Феофана Прокоповича, сатиры Антиоха Кантемира и историография Василия Татищева.
Во время правления дочери Петра императрицы Елизаветы идея просвещенного абсолютизма была подхвачена её фаворитом ...
Созыв Венского конгресса. Заключительный акт. Создание Священного союза.
Вскоре после победы над Наполеоном представители всех европейских держав (за исключением Турции) собрались в столице Австрии для решения вопросов, связанных с восстановлением в Европе феодальных порядков и легитимных (законных) династий, свергнутых в ходе наполеоновских войн. Венский конгресс открылся в сентябре 1814г. Поскольку в мае 1 ...