Начало польской интервенцииСтраница 4
Достоверно описать это преступление - как именно был убит царевич Дмитрий - невозможно. Борисом Годуновым было проведено следствие, результатом которого явился вывод: царевич перерезал сам себе горло в припадке падучей болезни, а ножичек оказался у него в руках потому, что он в это время играл с товарищами в игру, так называемую "тычку". "Житие царевича", который позже будет объявлен святым, "невинно убиенным младенцем", повествует о событиях так: старшая мамка Василиса Волохова (ставленница Годунова) вывела Дмитрия за ручку на нижнее крыльцо дома, погулять на двор. Там их ждал Осип Волохов, сын Василисы с обнаженным ножом в руках. Осип повел царевича на середину двора и ласково спросил: "У тебя, государь, кажется, новое ожерельице?" Дите доверчиво вытянуло шею, чтобы лучше было видно ожерелье, и сказало: "Нет, это мое старое ожерелье". В это мгновение убийца и вонзил нож в подставленную шею. Дмитрий упал, в страхе Волохов бросился бежать, кормилица Арина Тучкова, преданная царевичу, припала на землю рядом с ним и закричала. На это выбежала царица. Слух об убийстве царевича быстро разнесся по Угличу, ударили в колокола. У дворца собралась огромная толпа народа. Было убито самосудом 12 человек, и среди них Осип Волохов, на которого как на убийцу указала царица. Из Москвы быстро выехала группа во главе с Василием Ивановичем Шуйским для проведения следствия. Потом был созван духовный Собор, который утвердил окончательный приговор: "царевичу Дмитрию смерть учинилась Божьим судом", про семейство Нагих было заявлено, что это "измена явная". Братьев царицы Марии Нагой отправили в заточение по разным городам, а ее саму постригли в монахини в Выксинской пустыне недалеко от Белоозера. С посадским населением Углича обошлись еще суровее, 200 человек убили или отрезали языки, многих бросили в темницу, сослали в Сибирь. Колокол, оповестивший о случившемся, тоже был наказан - его отправили в Тобольск.
После этой расправы Углич совершенно обезлюдел и пришел в запустение. Через 6 лет после смерти Дмитрия, в конце 1597 года, царь Федор Иоаннович тяжело заболел и умер 7 января 1598 года.
Власть оказалась в руках царицы Ирины, его жены. Ей все беспрекословно присягнули, но на девятый день Ирина удалилась в Новодевичий монастырь, решительно отказалась от царства и вскоре постриглась в монахини под именем Александры.
Московское государство осталось без царя. Избрание нового царя можно было ждать только после сорокового дня смерти Федора. Границы государства были закрыты, началась подготовка Собора для выбора нового царя. Претендентами могли быть князья Шуйские как потомки Александра Невского, а следовательно, прямые Рюриковичи; бояре Романовы как двоюродные братья царя Федора Иоанновича; и, конечно, кто-либо из членов царствующих домов Европы.
Но ситуация складывалась в пользу Бориса Годунова. Сам Борис от предложенного трона отказался. На церковном Соборе, который собрался 17 февраля, решено было идти крестным ходом к Борису Годунову и "неотложно бить челом Борису Федоровичу и, кроме него, никого на Государство не искать".
"Грамота, утвержденная об избрании Царем Бориса Федоровича Годунова", подписанная всеми членами Собора, подробно рассказывает о результатах многодневных переговоров с будущим царем, о просьбах и благословении царицы Ирины, о мольбах патриарха Иова и народа. Годунов согласился.
Люблин-Холмская операция: сражение у Томашова 29–30 августа
25-й корпус, действующий на правом фланге 5-й армии Плеве, не только не смог наступать на Замостье, как того требовал командующий армией, но и потерял утром 30 августа
Краснослав, после чего стал отходить к Холму. Выход к этому важнейшему узлу дорог, где, кстати, располагался штаб армии, делал положение 5-й армии совершенно невыносимым ...
Эволюция восточнославянской государственности в XI–XII вв.
К началу XI в. государство Киевская Русь насчитывало уже 2 столетия своего существования. Оно прошло путь от одного из союзов славянских племен к большой феодальной державе с разноплеменным населением, в котором преобладали восточнославянские племена (вошедшие к тому времени полностью). Общая территория всей державы была огромна. Ее пер ...
Христианское миссионерство в VII-VIII
веках
Еще в конце IV века после эдиктов Константина I и Феодосия I большинство населения Римской империи хотя бы формально стало христианским. Многочисленные контакты германских племен с галло-римским населением, а также знакомство с их порядками и культурой приводили к изменениям во многих сферах жизни и самих германцев. Тогда же среди них с ...