Жизнь среди смертиСтраница 4
1 мая 1943 г. госпиталь принял раненых. Персонал жил при госпитале. Врачи в школьной сторожке, медсестры - на чердаке клуба. Рабочий день сотрудников госпиталя был не нормирован. В любое время дня и ночи приходила "летучка" с ранеными и начиналась "эвакуация на себе" - медсестры госпиталя шли с носилками и забирали из вагонов раненых. В санпропускнике шла сортировка: тяжело больные отправлялись в операционную и далее - в I отделение, легко раненые - в IV и V. Выписка так же проводилась партиями. Подходил санитарный поезд. Раненые, нуждающиеся в длительном лечении, направлялись дальше в тыл. В госпитале оставались тяжело и легко раненые. Последние после выписки направлялись в пересыльный пункт, а оттуда в часть. Восстановление генеалогической родословной www.genfamily-matters.com.
Начиная с августа в Сталинград стали возвращаться из эвакуации местные врачи. Коллектив госпиталя был доукомплектован. Под руководством начальника госпиталя майора Вознесенского С.М., ведущего хирурга Брук Т.Г., начмед Булашовой Е.Д,. была проведена большая работа: восстановлено центральное отопление, огорожена и озеленена территория госпиталя, заведено подсобное хозяйство, налажена силами команды выздоравливающих рыбная ловля, что позволило госпиталю улучшить питание. Своими силами построили пищеблок, санпропускник, клуб, операционный блок, физиотерапевтическое отделение. Наряду с лечением раненых проводилась трудотерапия. Инвалидов обучали вождению мотоколясок, столярному делу, плетению корзин. За хорошее лечение и образцовый порядок эвакогоспиталь № 5466 был признан лучшим в Сталинградской группе. В 1944 г. ему было присвоено переходящее Красное знамя. В 1945 г. эвакогоспиталь № 5466 был реорганизован в госпиталь инвалидов Отечественной войны.
В архивах Волгоградского Судостроительного завода есть материалы и газетные публикации, рассказывающие о шефстве Судоверфи над Сарептскими госпиталями в годы войны. По воспоминаниям кухонной работницы эвакогоспиталя № 5455 А.В. Суровой в госпиталь часто приходили шефы с Судостроительного завода и школьники из соседних школ. Они приносили раненым подарки и устраивали концерты художественной самодеятельности. "Надо было видеть, как расцветали улыбки на лицах бойцов, как благодарны они были за доставленную радость. Но и сами раненые, кто мог выступали: пели, читали стихи, после были танцы под звуки баяна," - писала она.
Вся работа госпиталя была направлена на скорейшее выздоровление раненых бойцов. Обычной практикой были бессонные ночи у операционного стола, внимательный и бережный уход за больными, добровольная сдача крови среди медперсонала. Каждые два месяца женщины сдавали 200 мл крови, а мужчины - 400 мл.
К сожалению, все усилия иногда не могли спасти тяжелораненых. По воспоминаниям хирурга ЭГ № 5466 О.А. Лазаревой. умерших от ран солдат хоронили по всему поселку в общих могилах. На месте захоронения ставили железный штырек. Число и место штырьков по всему району, к сожалению, никто уже точно и не помнит. Известно лишь, что в годы строительства Волго-Донского канала часть захоронений была перемещена в братские могилы: на площадь Свободы (1164 человека 1945-1954 г), в братскую могилу поселка Сакко-и-Ванцетти Красноармейского района г. Волгограда.
Завершая обзор работы госпиталей пос. Красноармейск, хотелось бы еще раз подчеркнуть ее слаженность, четкость, организованность.
Многие медики, сражавшиеся за жизнь защитников Сталинграда, были удостоены правительственных наград. Звание Героя Советского Союза получили сержант медслужбы М.С. Боровиченко, санинструкторы стрелковою роты В.О. Гнаровская и З.И. Маресева, санитар стрелковой роты Н.С. Кащеева, военфельдшер кавалерийского полка Х.Л. Якупов; Орденом Ленина - более 20 медиков-сталинградцев.
Казахская политическая пресса.
Полицейский террор, начавшийся в 1908 г. не смог полностью ликвидировать освободительное движение казахов.
Однако теперь оно развивалось в основном по линии политической прессы. Так, в 1911 г. были созданы сразу два печатных органа. В январе в типографии «Энергия» в Троицке появился ежемесячный журнал «Айкап»,
издаваемый Мухаметжа ...
Путь к социализму через
кооперацию или общину?
У руководства страной этот вопрос, тем более в форме дилеммы, пожалуй, и не стоял. Но все же… Ведь кооперация, это, как многажды подчеркивали последователи В.И. Ленина – «столбовая дорога к социализму». А община? Вспомним К. Маркса: при известных условиях она могла бы стать… Да мало ли что могло быть Поэтому, почему бы не рассмотреть во ...
Традиции, обычаи и обряды казахов
Ислам в этот период глубоко укоренился в городах Южного Казахстана, в том числе среди казахов, живущих в этом регионе. Правящая казахская элита в полном объеме исповедовала ислам и стремилась распространить его среди своих подданных. Однако в низах догмы ислама не получили широкого распространения, большинство народа придерживалось доис ...