Второе крещение Руси в 70-е годы IX в.
Страница 4

История » Второе крещение Руси в 70-е годы IX в.

Д.Ч. Чертковым была высказана мысль о двух крещениях руссов - в 866 и 867 гг., когда византийские императоры Михаил III и Василий I послали последовательно к русам две самостоятельные миссии. Он же привел и два новых источника, тексты которых не имеют сходства с текстом Константина Багрянородного, где сообщается о крещении русов во времена Василия Македонянина. Одним из источников является болгарский перевод греческой хроники Константина Маиасия, в котором приведена миниатюра, изображающая крещение русов, а болгарским переводчиком на полях против описания правления Василия Македонянина сделана приписка: "При сем Василии цари крестишуся Роуси". Другим источником является сербское "Сказание вкратце сущим от Адама до дньшнего времене", в котором говорится: "При сем (Василий I. - О. Р). Роуси крестишеся и бывше христиане".

В обеих этих записях отражен только факт крещения Руси в правление Василия Македонянина, но совсем не подчеркнута роль данного императора в обращении русов в христианство, что является свидетельством полной автономности этих текстов от текста Константина Багрянородного, а также говорит в пользу того, что в эпоху средневековья факт крещения русов в царствование Насилия I был хорошо известен на Балканах.

Д.Ч. Чертков, исследуя миниатюру хроники Манасия, на которой изображено крещение русов, писал: "Местность, сколь ни грубо изображение, имеет некоторое сходство с киевскими окрестностями . все это могло быть изображено очевидцем".

Д.И. Иловайский, М.С. Грушевский и В.А. Пархоменко также считали, что в IX в. было два различных крещения. Сначала крестили Русь Причерноморскую, а затем Киевскую. На двух крещениях русов настаивал и М.В. Левченко. Он заявлял, что сообщение Фотия в "Окружном послании" нельзя считать легендой. "Несомненно, что Василий I и Игнатий также не щадили трудов для христианизации Руси", - писал историк.

Построение неким Олмой в XI в. или в начале XII в. над могилой Аскольда церкви св. Николая Макарий и И.А. Пархоменко рассматривали как аргумент в пользу того, что этот князь был христианином, так как, по их мнению, над могилой язычника не мог быть построен христианский храм.

Попробуем рассмотреть вопрос о крещении киевских русов во второй половине IX в. в свете имеющихся археологических материалов.

Десятки письменных источников свидетельствуют о том, что для славян-язычников был характерным обряд сожжения покойников на кострах. Археологические материалы полностью подтверждают это. Более того, с их помощью устанавливается, что при переходе от языческого вероисповедания к христианскому восточные, да и другие славяне тут же меняли и обряд погребения: кремация сменялась ингумацией. Что же нам дает в этом плане археология относительно Киевской земли IX в.?

Л.А. Голубева, изучавшая материалы огромного киевского некрополя, писала в 1949 г.: "Последние исследования показали, что в Киеве погребения с сожжением представляют лишь незначительную часть среди преобладающего количества курганных погребений с трупоположением, наиболее ранние из которых датируются IX и X веками, а не XI веком. Среди этих погребений в Киеве встречаются погребения в срубных гробницах, отличающихся обилием вооружения и богатством инвентаря; чаще всего это погребения воина с конем и рабыней". И далее: "Основной вид погребений в деревянном гробу, забитом гвоздями и поставленном в грунтовую могилу, - остается неизменным на протяжении IX-XIII вв."

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Борьба русского народа против ордынского владычества
В 1327 году случилось единственное восстание русских людей против ордынского ига, над Русью нависла угроза появления новой карательной рати. Настал час Ивана Калиты. Не имея выбора, ему пришлось вести татарскую рать на оппозиционную тогда Москве, Тверь, во избежание крупных набегов со стороны татар. За эту службу в 1332 году Иван стал в ...

Английский гуманизм
На творчество английских писателей эпохи Возрождения, несомненно, оказал влияние итальянский гуманизм. Средоточием новых гуманистических идей в Англии был Оксфордский университет. Английские гуманисты Оксфордского кружка Гросин, Линакр и Джон Колет были восторженными поклонниками античной литературы, горячо пропагандировали — в Англии ...

Многонациональное содружество
Гармонично сочетая в себе черты Востока и Запада, Казань является местом проживания многих народностей и национальностей. В Казани и пригородах можно услышать речь на более чем 110 языках. Межконфессиональные отношения строятся в соответствии с принципом свободы совести, предусматривающим равенство всех религий перед законом, право граж ...

   
Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru