Второе крещение Руси в 70-е годы IX в.
Страница 4

История » Второе крещение Руси в 70-е годы IX в.

Д.Ч. Чертковым была высказана мысль о двух крещениях руссов - в 866 и 867 гг., когда византийские императоры Михаил III и Василий I послали последовательно к русам две самостоятельные миссии. Он же привел и два новых источника, тексты которых не имеют сходства с текстом Константина Багрянородного, где сообщается о крещении русов во времена Василия Македонянина. Одним из источников является болгарский перевод греческой хроники Константина Маиасия, в котором приведена миниатюра, изображающая крещение русов, а болгарским переводчиком на полях против описания правления Василия Македонянина сделана приписка: "При сем Василии цари крестишуся Роуси". Другим источником является сербское "Сказание вкратце сущим от Адама до дньшнего времене", в котором говорится: "При сем (Василий I. - О. Р). Роуси крестишеся и бывше христиане".

В обеих этих записях отражен только факт крещения Руси в правление Василия Македонянина, но совсем не подчеркнута роль данного императора в обращении русов в христианство, что является свидетельством полной автономности этих текстов от текста Константина Багрянородного, а также говорит в пользу того, что в эпоху средневековья факт крещения русов в царствование Насилия I был хорошо известен на Балканах.

Д.Ч. Чертков, исследуя миниатюру хроники Манасия, на которой изображено крещение русов, писал: "Местность, сколь ни грубо изображение, имеет некоторое сходство с киевскими окрестностями . все это могло быть изображено очевидцем".

Д.И. Иловайский, М.С. Грушевский и В.А. Пархоменко также считали, что в IX в. было два различных крещения. Сначала крестили Русь Причерноморскую, а затем Киевскую. На двух крещениях русов настаивал и М.В. Левченко. Он заявлял, что сообщение Фотия в "Окружном послании" нельзя считать легендой. "Несомненно, что Василий I и Игнатий также не щадили трудов для христианизации Руси", - писал историк.

Построение неким Олмой в XI в. или в начале XII в. над могилой Аскольда церкви св. Николая Макарий и И.А. Пархоменко рассматривали как аргумент в пользу того, что этот князь был христианином, так как, по их мнению, над могилой язычника не мог быть построен христианский храм.

Попробуем рассмотреть вопрос о крещении киевских русов во второй половине IX в. в свете имеющихся археологических материалов.

Десятки письменных источников свидетельствуют о том, что для славян-язычников был характерным обряд сожжения покойников на кострах. Археологические материалы полностью подтверждают это. Более того, с их помощью устанавливается, что при переходе от языческого вероисповедания к христианскому восточные, да и другие славяне тут же меняли и обряд погребения: кремация сменялась ингумацией. Что же нам дает в этом плане археология относительно Киевской земли IX в.?

Л.А. Голубева, изучавшая материалы огромного киевского некрополя, писала в 1949 г.: "Последние исследования показали, что в Киеве погребения с сожжением представляют лишь незначительную часть среди преобладающего количества курганных погребений с трупоположением, наиболее ранние из которых датируются IX и X веками, а не XI веком. Среди этих погребений в Киеве встречаются погребения в срубных гробницах, отличающихся обилием вооружения и богатством инвентаря; чаще всего это погребения воина с конем и рабыней". И далее: "Основной вид погребений в деревянном гробу, забитом гвоздями и поставленном в грунтовую могилу, - остается неизменным на протяжении IX-XIII вв."

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Плебеи
От клиентов принципиально отличались плебеи, хотя часть плебеев была клиентами патронов. Основным отличием являлось то, что плебеи клиенты входили в патрицианскую общину, хотя и на правах зависимых членов; тогда как плебеи не клиенты стояли вне общины. Считают, что слово «плебей» общего корня с латинским словом полный и означает «массу» ...

Египет в XVIII — начале XIX в.
Ослабление Османской империи привело к восстановлению в Египте политической власти мамлюков. Так назывались в средние века солдаты и командиры гвардии египетских султанов, которая формировалась из захваченных в плен или купленных на невольничьих рынках рабов («мамлюк» — букв. «раб»). Несмотря на такое происхождение, мамлюки стали привил ...

Значение деятельности Екатерины II
Так чем же все-таки была для России вторая половина XVIII века и каково место Екатерины в русской истории? Прежде всего это было время внутриполитической стабильности, пришедшей на смену череды правительств, а с ними и политического курса, вереницы бесконтрольных временщиков и отсутствия у власти четкой программы. Это было время активно ...

   
Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru