Английский гуманизм

История » История средних веков » Английский гуманизм

На творчество английских писателей эпохи Возрождения, несомненно, оказал влияние итальянский гуманизм.

Средоточием новых гуманистических идей в Англии был Оксфордский университет. Английские гуманисты Оксфордского кружка Гросин, Линакр и Джон Колет были восторженными поклонниками античной литературы, горячо пропагандировали — в Англии изучение греческого языка, который, по мнению тогдашних гуманистов, был ключом к сокровищам античной культуры. Американские сигареты - где можно купить чисто импортные сигареты import-sigaret.com.

Они оказали большое влияние на формирование гуманистического мировоззрения Томаса Мора. Особенно велико было идейное и нравственное влияние на Мора Джона Колета (1467- 1519). Сын богатого купца и мэра Лондона, Колет изучал во Франции и Италии теологию, готовясь к деятельности проповедника. Он хорошо знал античную литературу, труды итальянских гуманистов. Подобно своим учителям, Колет пытался сочетать священное писание с учением Платона и неоплатоников. Колет был горячим защитником гуманистической системы воспитания;

высказывался против телесных наказаний и схоластических методов обучения. В созданной им школе с гуманистической программой воспитания молодежь овладевала латинским и греческим языками, приобщалась не только к христианской литературе, но также и к произведениям античных классиков. Благодаря Колету в Англии возникли светские, так называемые грамматические школы.

Томас Мор (1478—1535), канцлер Генриха VIII, был свидетелем всех тех ужасов, которые несла с собой эпоха первоначального накопления в Англии; он видел народные бедствия, вызванные огораживаниями.

В первой части романа-трактата «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии» Мор мрачными штрихами изображал Англию XVI в., критикуя политику огораживаний и кровавое законодательство. «Ваши овцы, обычно такие кроткие . теперь стали такими неукротимыми, что поедают даже людей .» — писал Томас Мор в своей «Утопии». Из описания английской действительности он делает вывод: «Где только есть частная собственность, где все мерят на деньги, там вряд ли когда-либо возможно правильное и успешное течение дел».

От имени вымышленного путешественника Рафаила Гитлодея Мор рассказывает о счастливой стране на далеком острове Утопия (по-гречески «несуществующее место»). В этой стране нет частной собственности. Все жители острова трудятся, занимаясь ремеслом, а поочередно и сельским хозяйством. Благодаря труду всех членов общества продукты производятся в таком большом количестве, что можно распределить их по потребностям каждого. Образование доступно всем членам общества, оно основано на соединении теоретического обучения с трудовым воспитанием. Обществом руководят избираемые на один год должностные лица; не переизбирается лишь князь, чье звание и должность остаются пожизненными. Дела важные и значительные решаются на народном собрании всех утопийцев. Деньги не играют никакой роли в Утопии, и к ним отношение презрительное:

из золота делают цепи для преступников.

Организация ремесла представлялась Мору в семейной форме со включением посторонних, желавших заниматься этим ремеслом. В обществе Томаса Мора существует рабство, но рабами временно становились только осужденные за преступления. Рабы выполняли самую грязную и тяжелую работу. Рабочий день в Утопии длился шесть часов, после чего все утопийцы занимались науками. Гениальность произведения Мора в том, что он проводит принципы обязательного для всех труда и решает по-своему сложные проблемы уничтожения противоположности между городом и деревней, между физическим и умственным трудом. Коммунистический идеал Томаса Мора был фактическим предвосхищением будущего.

Томас Мор являлся крупным государственным деятелем:

при Генрихе VIII он был лордом-канцлером, первым лицом в государстве после короля. Но Мор выступил против английской Реформации. По требованию короля он был осужден и казнен в 1535 г. На этом основании в клерикальной историографии Томас Мор рассматривается как мученик за католическую веру. На самом деле он был сторонником веротерпимости. В его «Утопии» каждый может верить во что хочет и никакие религиозные взгляды не осуждаются.

Великая французкая революция
Казалось, что открытие заседаний Генеральных штатов (5 мая 1789), сопровождавшееся торжественными церемониями, прошло удачно. Тем не менее, решение голосовать по сословиям давало преимущество дворянству и духовенству, поэтому третье сословие отклонило его, настаивая на проведении совместных заседаний всех сословий и голосовании всех деп ...

Крушение оборонительной системы. Финал противостояния. Новая династия. Последние попытки сохранить Pax Romana
После неожиданно быстрой смерти императора Иовиана императором в феврале 364 г. «с общего согласия гражданских сановников и военных людей»[149] становится профессиональный военный Валентиниан вновь родом из Иллирии. Военачальники опасались новых мятежей, но благодаря тому, что Юлиан привлек к своему персидскому походу лучшие войска не т ...

Колониальные войны второй половины XIX века
Страны Европы, осуществив модернизацию, получили огромные преимущества по сравнению с остальным миром, который основывался на принципах традиционализма. Это преимущество сказалось и на военном потенциале. Поэтому вслед за эпохой Великих географических открытий, связанных в основном с разведывательными экспедициями, уже в ХII-ХIII веках ...

   
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru