Английский гуманизм

История » История средних веков » Английский гуманизм

На творчество английских писателей эпохи Возрождения, несомненно, оказал влияние итальянский гуманизм.

Средоточием новых гуманистических идей в Англии был Оксфордский университет. Английские гуманисты Оксфордского кружка Гросин, Линакр и Джон Колет были восторженными поклонниками античной литературы, горячо пропагандировали — в Англии изучение греческого языка, который, по мнению тогдашних гуманистов, был ключом к сокровищам античной культуры. Американские сигареты - где можно купить чисто импортные сигареты import-sigaret.com.

Они оказали большое влияние на формирование гуманистического мировоззрения Томаса Мора. Особенно велико было идейное и нравственное влияние на Мора Джона Колета (1467- 1519). Сын богатого купца и мэра Лондона, Колет изучал во Франции и Италии теологию, готовясь к деятельности проповедника. Он хорошо знал античную литературу, труды итальянских гуманистов. Подобно своим учителям, Колет пытался сочетать священное писание с учением Платона и неоплатоников. Колет был горячим защитником гуманистической системы воспитания;

высказывался против телесных наказаний и схоластических методов обучения. В созданной им школе с гуманистической программой воспитания молодежь овладевала латинским и греческим языками, приобщалась не только к христианской литературе, но также и к произведениям античных классиков. Благодаря Колету в Англии возникли светские, так называемые грамматические школы.

Томас Мор (1478—1535), канцлер Генриха VIII, был свидетелем всех тех ужасов, которые несла с собой эпоха первоначального накопления в Англии; он видел народные бедствия, вызванные огораживаниями.

В первой части романа-трактата «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии» Мор мрачными штрихами изображал Англию XVI в., критикуя политику огораживаний и кровавое законодательство. «Ваши овцы, обычно такие кроткие . теперь стали такими неукротимыми, что поедают даже людей .» — писал Томас Мор в своей «Утопии». Из описания английской действительности он делает вывод: «Где только есть частная собственность, где все мерят на деньги, там вряд ли когда-либо возможно правильное и успешное течение дел».

От имени вымышленного путешественника Рафаила Гитлодея Мор рассказывает о счастливой стране на далеком острове Утопия (по-гречески «несуществующее место»). В этой стране нет частной собственности. Все жители острова трудятся, занимаясь ремеслом, а поочередно и сельским хозяйством. Благодаря труду всех членов общества продукты производятся в таком большом количестве, что можно распределить их по потребностям каждого. Образование доступно всем членам общества, оно основано на соединении теоретического обучения с трудовым воспитанием. Обществом руководят избираемые на один год должностные лица; не переизбирается лишь князь, чье звание и должность остаются пожизненными. Дела важные и значительные решаются на народном собрании всех утопийцев. Деньги не играют никакой роли в Утопии, и к ним отношение презрительное:

из золота делают цепи для преступников.

Организация ремесла представлялась Мору в семейной форме со включением посторонних, желавших заниматься этим ремеслом. В обществе Томаса Мора существует рабство, но рабами временно становились только осужденные за преступления. Рабы выполняли самую грязную и тяжелую работу. Рабочий день в Утопии длился шесть часов, после чего все утопийцы занимались науками. Гениальность произведения Мора в том, что он проводит принципы обязательного для всех труда и решает по-своему сложные проблемы уничтожения противоположности между городом и деревней, между физическим и умственным трудом. Коммунистический идеал Томаса Мора был фактическим предвосхищением будущего.

Томас Мор являлся крупным государственным деятелем:

при Генрихе VIII он был лордом-канцлером, первым лицом в государстве после короля. Но Мор выступил против английской Реформации. По требованию короля он был осужден и казнен в 1535 г. На этом основании в клерикальной историографии Томас Мор рассматривается как мученик за католическую веру. На самом деле он был сторонником веротерпимости. В его «Утопии» каждый может верить во что хочет и никакие религиозные взгляды не осуждаются.

Раскол в партии эсеров: отделение максималистов и эсеров
I съезд партии эсеров проходил на рубеже 1905-1906 гг. На нём были официально одобрены программа партии, написанная В.М. Черновым, и партийный устав, в соответствии с которым избран ЦК из пяти человек. Между съездами мог созываться совет партии, состоявший из членов ЦК и представителей областных и столичных комитетов. Совет партии мог о ...

Путь к социализму через кооперацию или общину?
У руководства страной этот вопрос, тем более в форме дилеммы, пожалуй, и не стоял. Но все же… Ведь кооперация, это, как многажды подчеркивали последователи В.И. Ленина – «столбовая дорога к социализму». А община? Вспомним К. Маркса: при известных условиях она могла бы стать… Да мало ли что могло быть Поэтому, почему бы не рассмотреть во ...

Подготовка Франции к войне с Россией.
Конечная цель наполеоновской империи состояла в завоевании европейского и мирового господства. Для этого Франции необходимо было разгромить и лишить самостоятельности все крупные государства континента и, прежде всего, Англию и Россию. Отношения между Францией и Россией стали резко ухудшаться уже с 1810 г. Союз, заключенный в Тильзите, ...

   
Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru