Второе крещение Руси в 70-е годы IX в.
Страница 1

История » Второе крещение Руси в 70-е годы IX в.

До нашего времени дошло несколько любопытных свидетельств о массовом крещении русов во время царствования в Византии императора Василия I Македонянина (867-886) и второго патриаршества в Константинополе Игнатия (867-877). Внук Насилия Македонянина император Константин VII Багрянородный написал биографию своего деда, которая затем попала в состав "Хронографии" Продолжателя Феофана (памятника X в). В биографии Константин Багрянородный, в частности, отмечал: "И народ россов, воинственный и безбожный, посредством щедрых раздач золота, серебра и шелковых одежд, он (Василий I Македонянин. - О. Р.) привлек к переговорам и, заключив с ними мирный до гонор, убедил [их] сделаться участниками спасительного крещения и расположил принять архиепископа, получившего рукоположение от патриарха Игнатия. Он (архиепископ. - О.Р.), прибыв в страну названного народа, был принят им благосклонно по следующему поводу. Князь этого племени, собрав собрание подданных и председательствуя с окружающими его старцами, которые по причине долгой привычки более других были подвержены суеверию, и рассуждая о своей и христианской вере, приглашает недавно прибывшего архиерея и спрашивает, что он намерен им возвестить и чему их научить. Архиерей предложил им Евангелие и рассказал о некоторых чудесах Нового и Ветхого завета. Россы заявили, что они не поверит ему, если не увидят сами что-либо подобное, и особенно чудо с тремя отроками в пещи. Помня слова Христа о просящих во имя его, архиепископ ответил: "Хотя и не должно искушать бога, однако, если вы от всего сердца решили приступить к нему, просите, чего хотите, и бог непременно сделает это по вере вашей, хотя мы грешны и ничтожны". Варвары потребовали, чтобы было брошено в огонь Евангелие. Помолившись, архиепископ сделал это. И по прошествии достаточного времени евангелие было вынуто из потухшей печи и оказалось неповрежденным. Увидев это, варвары, пораженные величием чуда, без колебаний начали креститься.

В этом отрывке смущает только одно - "чудо" с несгоревшим евангелием. Однако следует заметить, что различные огнеупорные составы, которыми могла быть пропитана или покрыта книга, были хорошо известны в эпоху раннего средневековья в Южной Европе. По - видимому, в данном случае мы имеем дело не с "чудом", как это пытался представить Константин Багрянородный, а с рядовым обманом непосвященных в тайны химии. Не исключено, что фокус с неподдающимся огню Евангелием был задуман в Константинополе. С его помощью архиепископ должен был произвести на язычников - русов нужное впечатление, подтолкнуть их к принятию христианства.

Свидетельство Константина Багрянородного о крещении русов было пересказано с некоторыми несущественными изменениями и иными византийскими историками XI-XII вв.: Скилицей (Кедриным), Зонарой. Подробный пересказ этого известия имеется даже в двух греческих манускриптах XVIII в. из монастыря Ивирон на горе Афос. Он был недавно опубликован Константином Папу-лидисом. Большой интерес представляет начало этого последнего источника: "Во время [царствования] Василия Македонянина сербы, называемые также хорватами, отправили послов с определенной просьбой принять их в подданство царя, подобно тому, как и болгары, приняли христианство, потерпев поражение, и многие евреи приняли христианство на 7-м (или) 8-м году [царствования] Василия благодаря дарам, которые он им вручил и подвинул их к благочестию. Так же и россы приняли христианство, как рассказывает Порфирогенит . ". Далее с очень небольшими дополнениями непринципиального характера идет приведенный выше текст.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Понятие исторического факта
Понятие «факт» в первом смысле широко использовалось в исторической литературе XIX и XX веков. Сторонником такой интерпретации понятия «факт» был русский историк А. С. Лаппо-Данилевский. Задача истории, с его точки зрения,— изучение общественных изменений, вызываемых воздействием индивидов на «окружающую среду». Такое воздействие взаимн ...

Двойственная роль правительства в отношении к "третьему сословию"
Третье сословие (terlius status, tiers etat) – обозначало всю нацию, за исключением привилегированных, так как официально население России делилось на три сословия: духовенство, дворянство и третье сословие. Но нельзя считать третье сословие какой-то однородною массой; таковой оно было лишь по отношению к двум привилегированным сослови ...

Современные исследования истории и деятельности ТУАК.
В наши дни основным исследователем деятельности ТУАК является профессор С. Б. Филимонов. В своих исследованиях он отмечает, что зафиксированные в протоколах заседаний ТУАК-ТОИАЭ научные сообщения позволяют атрибутировать некоторые опубликованные заметки. Так, например, в № 50 "Известий" ТУАК (Симферополь 1913г.) в разделе &quo ...

   
Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru