Второе крещение Руси в 70-е годы IX в.
Страница 1

История » Второе крещение Руси в 70-е годы IX в.

До нашего времени дошло несколько любопытных свидетельств о массовом крещении русов во время царствования в Византии императора Василия I Македонянина (867-886) и второго патриаршества в Константинополе Игнатия (867-877). Внук Насилия Македонянина император Константин VII Багрянородный написал биографию своего деда, которая затем попала в состав "Хронографии" Продолжателя Феофана (памятника X в). В биографии Константин Багрянородный, в частности, отмечал: "И народ россов, воинственный и безбожный, посредством щедрых раздач золота, серебра и шелковых одежд, он (Василий I Македонянин. - О. Р.) привлек к переговорам и, заключив с ними мирный до гонор, убедил [их] сделаться участниками спасительного крещения и расположил принять архиепископа, получившего рукоположение от патриарха Игнатия. Он (архиепископ. - О.Р.), прибыв в страну названного народа, был принят им благосклонно по следующему поводу. Князь этого племени, собрав собрание подданных и председательствуя с окружающими его старцами, которые по причине долгой привычки более других были подвержены суеверию, и рассуждая о своей и христианской вере, приглашает недавно прибывшего архиерея и спрашивает, что он намерен им возвестить и чему их научить. Архиерей предложил им Евангелие и рассказал о некоторых чудесах Нового и Ветхого завета. Россы заявили, что они не поверит ему, если не увидят сами что-либо подобное, и особенно чудо с тремя отроками в пещи. Помня слова Христа о просящих во имя его, архиепископ ответил: "Хотя и не должно искушать бога, однако, если вы от всего сердца решили приступить к нему, просите, чего хотите, и бог непременно сделает это по вере вашей, хотя мы грешны и ничтожны". Варвары потребовали, чтобы было брошено в огонь Евангелие. Помолившись, архиепископ сделал это. И по прошествии достаточного времени евангелие было вынуто из потухшей печи и оказалось неповрежденным. Увидев это, варвары, пораженные величием чуда, без колебаний начали креститься.

В этом отрывке смущает только одно - "чудо" с несгоревшим евангелием. Однако следует заметить, что различные огнеупорные составы, которыми могла быть пропитана или покрыта книга, были хорошо известны в эпоху раннего средневековья в Южной Европе. По - видимому, в данном случае мы имеем дело не с "чудом", как это пытался представить Константин Багрянородный, а с рядовым обманом непосвященных в тайны химии. Не исключено, что фокус с неподдающимся огню Евангелием был задуман в Константинополе. С его помощью архиепископ должен был произвести на язычников - русов нужное впечатление, подтолкнуть их к принятию христианства.

Свидетельство Константина Багрянородного о крещении русов было пересказано с некоторыми несущественными изменениями и иными византийскими историками XI-XII вв.: Скилицей (Кедриным), Зонарой. Подробный пересказ этого известия имеется даже в двух греческих манускриптах XVIII в. из монастыря Ивирон на горе Афос. Он был недавно опубликован Константином Папу-лидисом. Большой интерес представляет начало этого последнего источника: "Во время [царствования] Василия Македонянина сербы, называемые также хорватами, отправили послов с определенной просьбой принять их в подданство царя, подобно тому, как и болгары, приняли христианство, потерпев поражение, и многие евреи приняли христианство на 7-м (или) 8-м году [царствования] Василия благодаря дарам, которые он им вручил и подвинул их к благочестию. Так же и россы приняли христианство, как рассказывает Порфирогенит . ". Далее с очень небольшими дополнениями непринципиального характера идет приведенный выше текст.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Возрождение, Реформация, Великие географические открытия
В социально-экономической и духовной жизни Западной Европы с XV в. произошел ряд изменений, знаменовавших начало новой эпохи, которая вошла в историю как Возрождение (Ренессанс). Новая эпоха осознавала себя как возрождение античной культуры, античного образа жизни, откуда и идет само название «Ренессанс», то есть Возрождение. В действит ...

Причины вхождения Украины в состав России в 1654 г.
По Столбовскому миру со Швецией (1617) Россия вернула Новгород, однако потеряла все побережье Финского залива. В 1618 г. было заключено Деулинское перемирие с Речью Посполитой, по которому Россия вынуждена была отдать Польше Смоленск, а также черниговские и северские земли. По Поляновскому миру (1634), который завершил начавшуюся в 163 ...

Горбачев: революция "сверху"
По мере исчерпания реформистского подхода все явственнее просматривалась альтернатива: опереться на общественные ожидания, пойти на радикальные преобразования, действовать в соответствии со сложившимися в обществе представлениями о путях выхода из кризиса и возрождения страны. Но это означало разрыв со значительной частью господствовавш ...

   
Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru