Второе крещение Руси в 70-е годы IX в.
Страница 5

История » Второе крещение Руси в 70-е годы IX в.

Казалось бы, это заключение решает проблему о вероисповедании киевлян IX столетия. Однако не все здесь просто. Во-первых, крайне сомнительно, что срубные погребения с конем и рабыней были христианскими. Во-вторых, многие захоронения с трупосожжениями, расположенными на горизонте под курганными насыпями, могли и не дойти до нашего времени. Ведь к XIX-XX столетиям, когда на территории Киева проводились археологические изыскания, уцелела лишь небольшая часть киевского некрополя. В-третьих, не исключено, что уже в IX в. в Киеве жили не только славяне, но и представители иных этносов. Среди них могли оказаться и язычники, у которых было принято не сжигать покойников на кострах, а помещать их в срубную могилу вместе с женой, рабами, вещами и оружием. Так, например, среди части скандинавов в IX-X вв. был распространен обычай хоронить представителей знати в особых деревянных камерах, под курганами, куда вместе с умершим помещались ладья, конь, вооружение, предметы домашнего обихода и рабыни. Вполне возможно, что обряд захоронения покойников в срубных могилах был характерен и для части местного населения Киева.

Б.А. Рыбаков указывал, что обряд ингумации в срубных гробницах IX-X вв., который прослеживается на материалах Киевщины и Полтавщины, восходит к скифским погребениям Среднего Поднепровья. Он полагал, что люди, захороненные в срубных гробницах, вели свое происхождение от скифов. Однако в IX-X вв. они по своей культуре не отличались от славянского населения, хотя и сохранили некоторые свои обычаи, восходящие к весьма давним временам.

По-видимому, как раз этих скифов и имел в виду арабский писатель начала X в. Ибн Русте, писавший следующее: "Когда у них (русов. - О. Р) умирает кто-либо из знатных, ему выкапывают могилу в виде большого дома, кладут его туда и вместе с ним кладут в ту же могилу его одежды и золотые браслеты, которые он носил. Затем опускают туда множество съестных припасов, сосуды с напитками и чеканную монету. Наконец, в могилу кладут живую любимую жену покойника. После этого отверстие могилы закладывают, и жена умирает в заключении".

Основная часть славянского населения, по свидетельству арабских и иных писателей, хоронила своих покойников путем кремации. Кремация существовала и в Киеве в IX-X вв. Но в то же самое время там была широко распространена среди масс простого населения ингумация покойников в деревянных гробах в подкурганных ямах - типичный христианский обычай, сохранившийся на протяжении многих веков. О чем может свидетельствовать этот факт? Думается, о широком распространении христианства в Киевской земле уже в IX в., что подтверждает версию Константина Багрянородного, а также известия хроники Константина Манасия и сербского сказания о вторичном массовом крещении русов (киевских) в царствование Василия I Македонянина.

М.К. Каргер считал, что и массовые захоронения в деревянных гробах, помещенных в грунтовые ямы, также следует рассматривать как языческие, поскольку в них не встречаются предметы христианского культа - кресты, иконки и т.д.; в тех же могилах присутствуют различные предметы быта.

С его доводами согласиться нельзя. На Руси не было обычая хоронить покойников с нательными крестами и иконками. А оружие и предметы быта клали в могилы христиан не только в эпоху раннего, но и развитого феодализма. Вот простом пример. В 1963 г. в Архангельском соборе Московского Кремля были вскрыты три гробницы Ивана Грозного и двух его сыновей - Ивана и Федора. Ни при одном из костяков не было обнаружено ни крестика, ни иконки. Зато во всех могилах имелись стеклянные сосуды.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Штурм Измаила
Особое значение в ходе русско-турецкой войны 1787—1791 гг. имело взятие Измаила - цитадели турецкого владычества на Дунае. Крепость была построена под руководством немецких и французских инженеров в соответствии с новейшими требованиями фортификации. С юга ее защищал Дунай, имеющий здесь ширину в полкилометра. Вокруг крепостных стен был ...

Деятельность эсеров в Новониколаевске
Особый интерес представляет деятельность эсеровской партии в Новониколаевске, где ее позиции были очень значительны. Уже в годы революции 1905-1907 г.г. Новониколаевская эсеровская организация уделяла большое внимание пропаганде и агитации среди солдат, призывая их не идти на русско-японскую войну, присоединиться к рабочим в борьбе с са ...

Конфликт в Косово
Истоки косовской проблемы уходят в глубь истории Балкан на несколько столетий. И с каждым поворотом колеса истории косовский вопрос получал новое содержание. Кочевые скотоводы – албанцы составляли ничтожно малую часть (около 2%) населения Балкан и до XVIII века мирно жили сербами, даже участвовали на их стороне в сражении на Косовом по ...

   
Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru