Второе крещение Руси в 70-е годы IX в.Страница 5
Казалось бы, это заключение решает проблему о вероисповедании киевлян IX столетия. Однако не все здесь просто. Во-первых, крайне сомнительно, что срубные погребения с конем и рабыней были христианскими. Во-вторых, многие захоронения с трупосожжениями, расположенными на горизонте под курганными насыпями, могли и не дойти до нашего времени. Ведь к XIX-XX столетиям, когда на территории Киева проводились археологические изыскания, уцелела лишь небольшая часть киевского некрополя. В-третьих, не исключено, что уже в IX в. в Киеве жили не только славяне, но и представители иных этносов. Среди них могли оказаться и язычники, у которых было принято не сжигать покойников на кострах, а помещать их в срубную могилу вместе с женой, рабами, вещами и оружием. Так, например, среди части скандинавов в IX-X вв. был распространен обычай хоронить представителей знати в особых деревянных камерах, под курганами, куда вместе с умершим помещались ладья, конь, вооружение, предметы домашнего обихода и рабыни. Вполне возможно, что обряд захоронения покойников в срубных могилах был характерен и для части местного населения Киева.
Б.А. Рыбаков указывал, что обряд ингумации в срубных гробницах IX-X вв., который прослеживается на материалах Киевщины и Полтавщины, восходит к скифским погребениям Среднего Поднепровья. Он полагал, что люди, захороненные в срубных гробницах, вели свое происхождение от скифов. Однако в IX-X вв. они по своей культуре не отличались от славянского населения, хотя и сохранили некоторые свои обычаи, восходящие к весьма давним временам.
По-видимому, как раз этих скифов и имел в виду арабский писатель начала X в. Ибн Русте, писавший следующее: "Когда у них (русов. - О. Р) умирает кто-либо из знатных, ему выкапывают могилу в виде большого дома, кладут его туда и вместе с ним кладут в ту же могилу его одежды и золотые браслеты, которые он носил. Затем опускают туда множество съестных припасов, сосуды с напитками и чеканную монету. Наконец, в могилу кладут живую любимую жену покойника. После этого отверстие могилы закладывают, и жена умирает в заключении".
Основная часть славянского населения, по свидетельству арабских и иных писателей, хоронила своих покойников путем кремации. Кремация существовала и в Киеве в IX-X вв. Но в то же самое время там была широко распространена среди масс простого населения ингумация покойников в деревянных гробах в подкурганных ямах - типичный христианский обычай, сохранившийся на протяжении многих веков. О чем может свидетельствовать этот факт? Думается, о широком распространении христианства в Киевской земле уже в IX в., что подтверждает версию Константина Багрянородного, а также известия хроники Константина Манасия и сербского сказания о вторичном массовом крещении русов (киевских) в царствование Василия I Македонянина.
М.К. Каргер считал, что и массовые захоронения в деревянных гробах, помещенных в грунтовые ямы, также следует рассматривать как языческие, поскольку в них не встречаются предметы христианского культа - кресты, иконки и т.д.; в тех же могилах присутствуют различные предметы быта.
С его доводами согласиться нельзя. На Руси не было обычая хоронить покойников с нательными крестами и иконками. А оружие и предметы быта клали в могилы христиан не только в эпоху раннего, но и развитого феодализма. Вот простом пример. В 1963 г. в Архангельском соборе Московского Кремля были вскрыты три гробницы Ивана Грозного и двух его сыновей - Ивана и Федора. Ни при одном из костяков не было обнаружено ни крестика, ни иконки. Зато во всех могилах имелись стеклянные сосуды.
Героическая битва за Ленинград
С первых дней войны, одним из стратегических направлений, по планам гитлеровского командования, было ленинградское. Ленинград входил в число важнейших объектов, намеченных для захвата.
Битва за Ленинград, самая продолжительная в ходе всей Великой Отечественной войны, шла с 10 июля 1941 г. по 9 августа 1944 г. Советские войска в ходе 90 ...
Предпосылки крестьянской войны. Восстание Хлопка
После учреждения опричнины, которая осуществлялась сверху, бояре и дворянство продолжали бороться за преобладание в обществе, опутанном феодальными отношениями. Вместе с тем это было
новое наступление на крестьян и их землю. Можно считать, что мероприятия опричнины были новой фазой крепостнической политики. По тому накалу крестьянских ...
Оборона Шипки 7 (19) июля - 28 декабря 1877 (11 января 1878) года
Русско-турецкая война 1877 — 1878 годов, в результате которой освободилась от пятивекового османского ига Болгария, обрели полную национальную независимость Румыния, Сербия и Черногория, - стала одним из наиболее значительных событий европейской истории второй половины XIX века. Кстати, это была первая война, в которую русская армия вст ...