Второе крещение Руси в 70-е годы IX в.
Страница 3

История » Второе крещение Руси в 70-е годы IX в.

Ясно, что на летописные повести опереться нельзя. Они представляют собой довольно поздние поделки, в которых материал скомпилирован людьми, плохо представлявшими себе подлинный ход событий. Налицо также и явная тенденциозность компиляторов, умолчавших о неприятных вещах, например о подкупе русских Василием Македонянином.

Ещё больше путаницы в решение вопроса о крещении Руси во времена Василия I вносят Степенная книга, Густынская летопись и Мазуринский летописец. В Степенной книге говорится о христианизации русов, живших в Евкинопонте, архиереем, присланным Василием Македонянином, а далее-о переложении богослужебных книг с греческого языка на русский Мефодием и Константином в 2-е лето царствования Льва VI Мудрого, т.е. в 898 (897) г., когда уже и Константин, и Мефодий умерли (первый - в 869 г., второй - в 885 г). Составители Густынской летописи и Мазуринского летописца отнесли крещение русов к 886 г. и связали это событие с деятельностью митрополита Михаила, якобы присланного на Русь из Константинополя патриархом Фотием. Этому же митрополиту они приписали и случай с несгоревшим евангелием. Причем М. Лосицкий, автор Густынской летописи, сослался в своих изысканиях на "Церковную историю" Барония. Бароний, в свою очередь, обосновывая дату - 86 год, сослался на Курополата, т.е. на хронику Иоанна Скилицы, а у Скилицы нам такой даты найти не удалось. Не говорит Скилица и о крещении Руси в период вторичного патриаршества Фотия.

Все эти ошибки, встречающиеся в русских летописях XVI-XVII вв., порождены, во-первых, недобросовестным компилированием, во-вторых, стремлением произвольно восстановить ход событий, опираясь не столько на факты, сколько на домыслы.

Многих исследователей поставили в тупик два известия о крещении русов в IX в. - при Фотии и Игнатии. Некоторые из них полагали, что в источниках речь идет о крещении одних и тех же русов. Одни из них считали, что Константин Багрянородный приписал Василию Македонянину то, что сделал на самом деле Михаил III (К.Е. Голубинский и X. Грегуар). Макарий полагал, что крещение русов произошло тогда, когда у власти стояли два императора - Михаил III и Василий I, а Фотий послал на Русь епископа из числа приверженцев Игнатия, что и дало Константину Багрянородному право сообщить об обращении русов в христианство его дедом Василием I.Н. Полонская писала: "Слова Константина Багрянородного, что была утверждена архиепископия, мало надежны: едва ли была нужда в таком высоком сане". II.М. Мелиоранский в своей рецензии на книгу А.А. Васильева "Византия и арабы" предположил, что после того, как Игнатий в 867 г. вторично стал патриархом в царствование Василия Македонянина, он заменил поставленных Фотием епископов своими людьми. Это обстоятельство и стало причиной появления свидетельства Константина Багрянородного. Такую же примирительную позицию занял и Ф.М. Россейкин, который писал: " . так как свидетельство Фотия, современника и участника события, не может не считаться более авторитетным, то показание Порфи-рогенита нужно понять в ограниченном смысле и принимать, что русы крещены Фотием, а в правление Василия произошло, в связи с развитием мирных отношений, новое усиление христианства среди русов, что подало повод к возвышению прежней епископии, в состав которой вошли новокрещенные, в ранг архиепископии".

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Экономическая экспансия в Маньчжурии. На пути к русско-японскому конфликту
В 1896г. был заключен договор между Россией и Китаем об оборонительном союзе против Японии. Одно из его условий предусматривало строительство последнего участка транссибирской магистрали через китайскую территорию, что сокращало путь из Забайкалья во Владивосток на 514 верст. На строительстве были заняты, в основном русские рабочие, охр ...

У-ди и его реформаторский курс.
Преемником Цзин-ди был его сын и правнук Лю Бана У-ди (140—87 гг. до н.э.). Именно за годы его правления, которое было одним из наиболее долгих и плодотворных в истории Китая, конфуцианство не только окончательно вышло на передний план и стало основой образа жизни китайцев, но и оказалось фундаментом всей зрелой китайской цивилизации. С ...

Образование СССР, тенденция его дальнейшего развития
В 1922 году встал вопрос об объединении советских республик в единое государственном союзе. После победы Октябрьской революции возник ряд независимых советских республик: РСФСР, Украинская, Белорусская и др. Первое время все советские республики существовали как самостоятельные, независимые государства. Они имели свою армию, свою денежн ...

   
Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru