Второе крещение Руси в 70-е годы IX в.Страница 2
При чтении этого отрывка создается впечатление, что русы приняли христианство после евреев, а те были крещены в 873 или 874 г. (в зависимости от того, учитывал ли автор источника 867 год - начальный год единоличного правления Василия I Македонянина в Византии).
О крещении русов в царствование Василия Македонянина было известно и русским летописцам XVI в. Небольшие рассказы об этом событии помещены в "Хронографе западнорусской редакции 1512 года" и Никоновской летописи, тексты которых почти идентичны, В Никоновской летописи сообщению о крещении русов предшествует краткая история правления Василия I, где также имеется упоминание о крещении византийских евреев. Там повествование об обращении русов в христианство начинается с заголовка: "О князи Рустем Осколде". В Хронографе 1512 г. заголовок отсутствует, а рассказ звучит так: "Роди же, нарицаемии Руси, иже и Кумапе, живяху в Ексинопонте, и начата пленовати страну Римляньскую и хотяху и поити и в Константинь град, но возбрани им вышний промысел, паче же приключися им гнев божий, и тогда возвратишася тщии князи их Асколд и Дир. Василие же Македонский много воинства на агарян и манихей, створи же и мирное устроение с прежереченными Русы и увещавше их крестися. Они же обещашася и просиша архирея. И посла к ним царь. Они же паки у пыша и реша ко архирею: "Аще не видим знамение чюдно от тебе, не хощем быти християне". Архирей же рече: "Просите еже хощете". Они же реша: "Хощем, да ввержеши евангелие во огнь, иже учит Христова словеса: да аще не изгорит, будем християне". И повеле архирей, и сотвориша огнь велий. И воздев архирей руци свои на небо и рече: "Христе боже, прослави имя свое". И постави святое евангелие во огнь, и пребысть много время в нем, и не прикоснуся к нему огнь. Сие же видевше Руси, дивишася, чюдящеся силе Христове, по ещё не время бе прославитися в имени господню".
Как видим, русские рассказы значительно отходят от текста Константина Багрянородного. Бросается в глаза, что сведения, сообщаемые читателю этими летописцами, восходят к какому-то иностранному источнику. "Роди же, нарицаемии руси" - так русские не могли о себе писать. Упоминаются куманы. Этим этнонимом обозначали западное ответвление половцев, появившихся в причерноморских степях только в XI в. Следовательно, и протограф повести, помещенной в этих летописях, возник не ранее XI столетия. Автор его указал на место жительства русов - "живяху в Ексинопонте". В какой-то мере его свидетельство напоминает указание Кедрина, что русы обитали вблизи Северного Тавра, чего нет в тексте Константина Багрянородного. В летописных рассказах отсутствует упоминание о том, что Василий I склонил русов к христианству с помощью богатых подарков, а также нет имени патриарха Игнатия, зато присутствуют имена киевских князей Аскольда и Дира. Причем начало повестей до слов "возвратишеся тщии, князи их Асколд и Дир" никак не вяжется с последующей частью, где приводится в несколько укороченном и трансформированном виде рассказ Константина Багрянородного о том, что на Русь был прислан архиепископ, а в хронографе смята концовка и, читая ее, создается впечатление, что русы так и не были крещены.
Война науке не помеха
С началом войны школы города и области оказались в трудном положении. В них размещались эвакуированные семьи, воинские части. В городском Дворце пионеров 10 декабря 1941 г. находился штаб Харьковского военного округа. Из 113 школьных зданий в распоряжении Сталинградского гороно осталось 10. В остальных - госпиталя, беженцы, общежития. А ...
Куликовская битва
Страшные бедствия принесло татаро-монгольское иго на русскую землю. Но во второй половине XIV в. начался распад Золотой орды, где фактическим правителем становится один из старших эмиров – Мамай. В то же время на Руси шел процесс образования сильного централизованного государства путем объединения русских земель под властью Московского ...
Гражданские религиозные войны
Длительная кровавая междоусобица второй половины XVI в., известная под названием «религиозных войн» (или гугенотских войн), не была случайным явлением в истории Франции. Причины этих войн были чрезвычайно сложны, религиозная же оболочка прикрывала, как и в других странах Европы XVI в., классовые интересы борющихся сторон.
Происходивший ...
