Реформы 90-х годов

История » Реформы 90-х годов

Введение

В конце ХХ века реформы государственного управления проводились практически во всех развитых странах мира. Специфика России заключается в том, что собственно административные реформы, связанные с необходимостью повышения эффективности государственного управления, совпали с распадом СССР и построением нового государства. Это значительно усложнило ход реформ и наложило специфический отпечаток на все проводимые преобразования.

После августа 1991 г. в России началось формирование новых институтов власти, основанных на учете как национальных особенностей страны, так и современных мировых достижений. Тогда же возник устойчивый интерес общественности - прессы, практиков, исследователей - к этой проблематике. В результате за последние годы появился значительный массив литературы, посвященной созданию новой российской государственности, становлению современных органов власти и методов управления. Его можно разделить на две части:

1) официальные материалы,

2) издания научного и публицистического характера.

В первую входят акты Президента РФ, Правительства РФ, съездов народных депутатов и Верховного Совета РСФСР - РФ, палат Федерального Собрания РФ, Конституционного суда РФ, других государственных органов; к ним примыкают документы партий, движений и общественных организаций. Вторая группа источников весьма разнообразна: печатные выступления журналистов, ученых-обществоведов и политиков по актуальным проблемам российской государственности, а также литература мемуарного жанра.

События августа 1991 года и особенно октября 1993 года сильно изменили политический строй в стране. К тому времени стало очевидным, что на практике Советы в политической системе СССР при главенстве однопартийной системы играли лишь второстепенную роль. В демократических условиях периода перестройки роль Советов могла быть иной, и такие позитивные изменения действительно происходили. Но до конца полноценным независимым органом государственной власти они так и не стали. Хотя повсеместные попытки Советов поставить себя выше исполнительной власти были.

Вот как описывает процессы тех лет Евгений Буянов, кандидат исторических наук, доцент Амурского государственного университета:

"Период с октября 1991 года (время создания администраций) по сентябрь 1993 года характеризовался явным политическим преобладанием Советов, их стремлением лишить исполнительную власть самостоятельности и подчинить ее своему контролю по типу взаимоотношений - Совет - исполком Совета(:) В целом реформа законодательных органов государственной власти шла медленно, непоследовательно и не всегда эффективно, что порождало большие политические, социальные и экономические издержки". [1]

Понятно, что такая конфликтная ситуация должна была во что-то вылиться. Так и произошло. Результатом борьбы за власть в 1993 году стал расстрел по приказу исполнительной власти здания Верховного Совета в Москве. Можно по-разному оценивать события тех лет. Однако именно после этого в России закончилась более чем 70-летняя эпоха Советов народных депутатов.

В ходе знаменитых событий сентября-октября 1993 года в Москве появились знаменитые Указы Президента РФ Бориса Ельцина от 21.09.93 № 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" (о роспуске Верховного Совета, назначении выборов в Федеральное Собрание и проведению референдума по принятию Конституции 1993 года) и от 09.10.93 № 1617 "О реформировании представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации". На смену советам должны были прийти законодательные органы власти нового поколения. В декабре 1993 года была принята и новая Конституция России, которая подразумевала формирование новых органов государственной власти, включая местные парламенты.

Международные отношения СССР на кануне ВОВ
Основной целью внешней политики СССР было укрепление своего политического положения на международной арене и расширение экономических связей, однако в конце десятилетия Советский Союз оказался фактически в международной изоляции. В обстановке нового мирового экономического кризиса, США (как инициатор) и присоединившиеся к ним отдельный ...

Россия и Швеция – соседи на Севере. Их взаимоотношения
Если говорить о взаимоотношениях России и Швеции в рассматриваемый автором период, а именно в конце XIX – начала XX веков, то можно сказать, что общая картина складывается достаточно ясной. Эти два государства были соседями, поэтому вопрос об их взаимоотношениях занимает важное место, как для России, так и для Швеции. Характеризуя взаи ...

Двойственная роль правительства в отношении к "третьему сословию"
Третье сословие (terlius status, tiers etat) – обозначало всю нацию, за исключением привилегированных, так как официально население России делилось на три сословия: духовенство, дворянство и третье сословие. Но нельзя считать третье сословие какой-то однородною массой; таковой оно было лишь по отношению к двум привилегированным сослови ...

   
Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru