Реформы 90-х годов
Введение
В конце ХХ века реформы государственного управления проводились практически во всех развитых странах мира. Специфика России заключается в том, что собственно административные реформы, связанные с необходимостью повышения эффективности государственного управления, совпали с распадом СССР и построением нового государства. Это значительно усложнило ход реформ и наложило специфический отпечаток на все проводимые преобразования.
После августа 1991 г. в России началось формирование новых институтов власти, основанных на учете как национальных особенностей страны, так и современных мировых достижений. Тогда же возник устойчивый интерес общественности - прессы, практиков, исследователей - к этой проблематике. В результате за последние годы появился значительный массив литературы, посвященной созданию новой российской государственности, становлению современных органов власти и методов управления. Его можно разделить на две части:
1) официальные материалы,
2) издания научного и публицистического характера.
В первую входят акты Президента РФ, Правительства РФ, съездов народных депутатов и Верховного Совета РСФСР - РФ, палат Федерального Собрания РФ, Конституционного суда РФ, других государственных органов; к ним примыкают документы партий, движений и общественных организаций. Вторая группа источников весьма разнообразна: печатные выступления журналистов, ученых-обществоведов и политиков по актуальным проблемам российской государственности, а также литература мемуарного жанра.
События августа 1991 года и особенно октября 1993 года сильно изменили политический строй в стране. К тому времени стало очевидным, что на практике Советы в политической системе СССР при главенстве однопартийной системы играли лишь второстепенную роль. В демократических условиях периода перестройки роль Советов могла быть иной, и такие позитивные изменения действительно происходили. Но до конца полноценным независимым органом государственной власти они так и не стали. Хотя повсеместные попытки Советов поставить себя выше исполнительной власти были.
Вот как описывает процессы тех лет Евгений Буянов, кандидат исторических наук, доцент Амурского государственного университета:
"Период с октября 1991 года (время создания администраций) по сентябрь 1993 года характеризовался явным политическим преобладанием Советов, их стремлением лишить исполнительную власть самостоятельности и подчинить ее своему контролю по типу взаимоотношений - Совет - исполком Совета(:) В целом реформа законодательных органов государственной власти шла медленно, непоследовательно и не всегда эффективно, что порождало большие политические, социальные и экономические издержки". [1]
Понятно, что такая конфликтная ситуация должна была во что-то вылиться. Так и произошло. Результатом борьбы за власть в 1993 году стал расстрел по приказу исполнительной власти здания Верховного Совета в Москве. Можно по-разному оценивать события тех лет. Однако именно после этого в России закончилась более чем 70-летняя эпоха Советов народных депутатов.
В ходе знаменитых событий сентября-октября 1993 года в Москве появились знаменитые Указы Президента РФ Бориса Ельцина от 21.09.93 № 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" (о роспуске Верховного Совета, назначении выборов в Федеральное Собрание и проведению референдума по принятию Конституции 1993 года) и от 09.10.93 № 1617 "О реформировании представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации". На смену советам должны были прийти законодательные органы власти нового поколения. В декабре 1993 года была принята и новая Конституция России, которая подразумевала формирование новых органов государственной власти, включая местные парламенты.
- Истоки кризиса и необходимость реформы государственной власти. Истоки реформы государственной власти
- Сущность преобразования органов государственного управления
- Основные направления реформы государственной власти в 90-е годы
- Государственная власть после переворотов в 1991 и 1993 гг.
- Заключение
Международные отношения
СССР на кануне ВОВ
Основной целью внешней политики СССР было укрепление своего политического положения на международной арене и расширение экономических связей, однако в конце десятилетия Советский Союз оказался фактически в международной изоляции. В обстановке нового мирового экономического кризиса, США (как инициатор) и присоединившиеся к ним отдельный ...
Россия и Швеция – соседи на Севере. Их взаимоотношения
Если говорить о взаимоотношениях России и Швеции в рассматриваемый автором период, а именно в конце XIX – начала XX веков, то можно сказать, что общая картина складывается достаточно ясной. Эти два государства были соседями, поэтому вопрос об их взаимоотношениях занимает важное место, как для России, так и для Швеции.
Характеризуя взаи ...
Двойственная роль правительства в отношении к "третьему
сословию"
Третье сословие (terlius status, tiers etat) – обозначало всю нацию, за исключением привилегированных, так как официально население России делилось на три сословия: духовенство, дворянство и третье сословие.
Но нельзя считать третье сословие какой-то однородною массой; таковой оно было лишь по отношению к двум привилегированным сослови ...