Истоки кризиса и необходимость реформы государственной власти. Истоки реформы государственной власти
Страница 1

История » Реформы 90-х годов » Истоки кризиса и необходимость реформы государственной власти. Истоки реформы государственной власти

Истоки кризисной ситуации в СССР в период 1975-85 годов в значительной степени определялись возрастным составом высшего руководства страны. Это так, но этим ограничить причины кризиса было бы, мягко выражаясь, не совсем правильно. СССР, как впрочем, и любое другое государство, имел достаточно большой бюрократический аппарат, который работает вне зависимости от состояния здоровья руководителя, даже высшего руководителя государства. Эффективность работы госаппарата, вполне естественно, существенно зависела от состояния здоровья высшего руководителя государства, но, государственный аппарат любого государства всегда устроен так, особенно в условиях плановой экономики, что он работает, практически, не зависимо от воли одного человека, или, даже, группы высших руководителей. То есть, для государственного аппарата любой страны с централизованным руководством характерен принцип его значительной автономии от механизма работы и работоспособности высших руководителей и высшего руководства страны. В этом, как раз, и заключается принципиальное отличие государства от банды или мафии, кому как угодно это будет называть.

В этой связи, следует сделать небольшое отступление. Сравнение механизма устройства социалистического государства, каковым был СССР, образца конца восьмидесятых годов, с государственным устройством современной России даёт большой фактический материал для построения, по существу, новой теории государственного строительства. Учитывая, то, что этот вопрос значительно превосходит объем данной, небольшой, работы, коснёмся только нескольких аспектов этого вопроса.

Устройство власти в СССР, в значительной степени напоминало устройство древних демократических государств, типа древнего Рима, для которых выборность высших органов власти имела место быть только для определенного, строго ограниченного законами государства круга лиц, например патрициев. Реальная власть в СССР принадлежала членам Коммунистической партии, которых было около двадцати миллионов человек, что составляло немногим более 10% имевших право голоса населения страны. Но, с другой стороны, всё население страны, участвовало в выборах депутатов различных уровней, в том числе и членов Верховного Совета СССР, который обладал огромной реальной властью в стране. Это был достаточно серьёзный и реальный механизм обратной связи между коммунистическими лидерами и народом. Так, не избрание партийного лидера любого уровня народным депутатом, автоматически приводило к соответствующим выводам, и, как правило, к его отстранению от занимаемой партийной должности на заседании соответствующей партийной организации.

В СССР действовали, также, многие другие механизмы реальной демократии (народовластия), в частности, любой гражданин СССР мог свободно, после предъявления паспорта гражданина СССР пройти в органы Советской власти, а член КПСС, после предъявления билета члена КПСС мог свободно пройти в органы управления партии, в том числе и в высший орган партии, Центральный Комитет КПСС. В руководящие органы КПСС, начиная с горкома партии и выше, любой гражданин СССР мог, также, свободно пройти, но только после согласования этого вопроса с должностным лицом, с которым он желал встретиться. Я, например, не был членом КПСС, но, когда мне необходимо было решать какие либо организационные вопросы в органах КПСС, на пример, как ученому, или заведующему лабораторией, или просто как гражданину СССР, не было случая, когда бы я имел бы какие-нибудь проблемы со встречей руководителя соответствующего уровня для решения своего вопроса, в том числе и в Обком и ЦК КПСС.

Следует, также, напомнить закон о работе с письмами граждан СССР, который обязывал все органы КПСС и советской власти в строго определённые сроки отвечать на письма граждан. Следует, также, отметить, высокую, по крайней мере по сравнению с современной властью, гласность работы органов власти в СССР, в том числе, и результатов её деятельности. Так, все граждане СССР, свободно могли познакомиться с результатами деятельности государственных органов, в том числе и промышленности. Ежегодно, практически во всех газетах, печатались результаты деятельности промышленности, как всей страны, так и союзных республик, краёв и областей, состояния финансов за предыдущий год. Более того, информация предоставлялась, также, по результатам работы промышленности за квартал. Это позволяло всему населению страны осуществлять текущий мониторинг за состоянием промышленности и за уровнем жизни населения.

Страницы: 1 2

Лига Наций.
Решение о создании ЛН, а также её состав были приняты 28.04.1919 на Парижской мирной конференции. ЛН была запланирована в качестве организации, ставившей целью международное сотрудничество и предотвращение в будущем международных конфликтов. Необходимость создания подобной организации возникла в ходе WW I. Эту идею отстаивал президент С ...

Роль НЭПа в составлении Гражданского кодекса РСФСР
Работу над разработкой кодекса возглавил А.Г. Гойхбарг, который был и одним из авторов окончательного варианта Гражданского кодекса 1922 года. Отсюда и берет начало новый гражданский кодекс[9]. В период работы над проектом Гражданского кодекса ВЦИК 22 мая 1922 года принял декрет об основных частных имущественных правах, признаваемых РС ...

Создание I и II ополчения. Освобождение Москвы
Избрание Владислава не принесло желаемого мира. Напротив, страна находилась на краю гибели. Государственность была разрушена. Общество расколото на враждебные лагеря. Преобладала рознь, сословный эгоизм. В Кремле расположился польский гарнизон, страна управлялась марионеточным правительством. Осада изнемогавшего Смоленска приближалась к ...

   
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru