Основные направления реформы государственной власти в 90-е годы
Страница 1

История » Реформы 90-х годов » Основные направления реформы государственной власти в 90-е годы

Основные направления реформы государственного управления, обозначенные в период так называемого "доконституционного" этапа (1991-1993 гг.), оказали огромное влияние на весь период современной истории Российской Федерации. Данные преобразования большинство специалистов характеризуют как радикально-либеральные. На этом этапе идет разработка Конституции Российской Федерации, вокруг которой и разворачивается основная политическая борьба. По мнению некоторых специалистов особенностями этого этапа являлась директивная централизация (с элементами широкой деконцентрации) исполнительной власти на территориях, подконтрольных Федерации, - с ее последующими сбоями и общим ослаблением. [4] Именно этот исторический период можно считать временем оформления суверенной российской государственности. Основной сутью происходящих в то время изменений являлась постепенная замена Советской системы государственного управления системой, основанной на разделении властей и укреплении исполнительной вертикали. Советы воспринимали введение принципа разделения властей как факт ослабления собственной власти, в то время как для исполнительной власти вопрос получения полномочий и подтверждения статуса был вопросом существования. Переходный характер российской государственности обусловил противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти, отягощенное скрытой борьбой между ними за контроль над процессом разгосударствления собственности и разным видением стратегии экономических реформ. В регионах устанавливалось двоевластие, связанное с большими полномочиями законодательной (советской) власти на местах и ее противоречиями с исполнительной властью, являвшейся частью федеральной властной вертикали.

В действовавшей в тот период Конституции Российской Федерации не было четкого разделения функций и предела компетенции властей. Поэтому она объективно не могла играть роль общепризнанного гаранта политической стабильности в ситуации, когда развернулся процесс выбора конкретной формы государственности: президентской республики (сильный президент, формирующий правительство и имеющий право при определенных обстоятельствах распускать парламент и объявлять новые выборы), парламентской республики (сильный парламент, назначающий подотчетное ему правительство; должность президента или отсутствует вовсе, или он наделен ограниченными полномочиями) или, наконец, смешанной, парламентско-президентской республики.

Исполнительная власть в тот период была фактически подконтрольна законодательной в лице Съезда Народных Депутатов Российской Федерации, высшего органа государственной власти, избираемого на 5 лет и Верховного Совета Российской Федерации – постоянно действующего законодательного и контрольного органа, избираемого на тот же срок. Органом исполнительной власти являлся Совет Министров – Правительство Российской Федерации. И хотя по действующей в тот период Конституции Российской Федерации главой исполнительной власти являлся Президент Российской Федерации, фактически Правительство Российской Федерации было полностью подотчетно Съезду Народных Депутатов Российской Федерации и Верховному Совету Российской Федерации (так например, Верховный Совет РФ давал согласие на назначение Председателя Совета Министров – Правительства Российской Федерации, ключевых министров Российской Федерации, устанавливал порядок организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти и общие принципы организации системы органов исполнительной власти на территории Российской Федерации и т.д.).

Страницы: 1 2 3

Духовная культура
Расцвет духовной культуры XIV - XV вв. - время расцвета письменной литературы на кыпчакском языке. К сожалению, до нас дошли немногие литературные памятники того времени. Среди них преобладали религиозные труды и переводы с иранского и арабского, а также авторизированные варианты популярных восточных легенд. Одна из первых, дошедших до ...

Политические партии российской буржуазии
Характерно, что политические партии буржуазии возникли только в 1905 году на волне протестного движения. Причем это произошло одновременно с возникновением монархических (консервативных) партий, которые были настроены довольно-таки антикапиталистически. Наиболее мощными из буржуазных партий были – Союз 17 Октября (по дате знаменитого Ца ...

Подъем национально-освободительной борьбы
Казахский съезд, состоявшийся 25 июля 1905 г. на Кояндинской ярмарке близ г. Каркаралы, принял петицию к председателю Совета министров, основные требования которой состояли из следующих пунктов: прекращение переселения крестьян из центральных губерний; орга­низация отдельного духовного управления для казахов; отмена цен­зуры; введение ...

   
Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru