Глобализация как отличительная черта современного исторического процесса
Страница 6

История » Глобализация как отличительная черта современного исторического процесса

В целом же в истории в различных формах воспроизводится парадоксальная ситуация, особенно активизировавшаяся ныне в связи с бурным научно-техническим прогрессом. Деятельность человечества, даже тогда, когда она содержит созидательное, конструктивное начало, способное принести и приносящее ему немало благ, в то же время может оборачиваться опасными негативными сторонами, которые часто превращаются в очередной исторический вызов.

«Хотелось как лучше, а вышло как всегда», - это поистине гениальное изречение вполне способно иметь и глобальное историческое измерение. В чем же причины подобного явления? Что это - объективная логика исторического развития, сложнейшего по своему характеру процесса, в котором переплетаются разнонаправленные факторы? Неслучайно еще в далекие античные времена был сформулирован принцип "Каждый отвечает за свои поступки, а не за их результаты". Однако примечательно, что в настоящее время, когда роль личности в историческом процессе значительно возрастает, ученые все чаще связывают истоки глобальных проблем и противоречий непосредственно с самим человеком, с его природой, с его психофизическими особенностями, со структурой его потребностей и характером ценностных ориентации.

Неслучайно традиционное понятие "homo sapiens" стало зачастую употребляться с изрядной долей иронии, т. к. освященная принципами рационализма деятельность человека обернулась вопиющей иррациональностью и существо, неутомимая активность которого ведет к деградации среды обитания и саморазрушению, далеко не безусловно, может именоваться "венцом природы" или 'вершиной мироздания", "Главная опасность для человечества - это человек", - заявляют известные ученые А.Кинг и Б.Шнайдер, авторы впечатляющего доклада Римского клуба о проблемах глобализации.

Некоторые генетики склонны видеть в человеке уродливого, зловещего мутанта, "ошибку эволюции", "ее тупиковую ветвь", "раковую опухоль на теле природы".

Однако представляется, что не следует считать ситуацию с человеком безнадежной и оценивать его природу как однозначно негативную. В человеке заложено много разнообразных задатков и вопрос в том, какие из них получат преобладающее развитие.

В целом же, как подчеркивают Кинг и Шнайдер, человек может и должен изменить себя. "Факты свидетельствуют, что мы должны измениться или исчезнуть" - считают теоретики Римского клуба. Для того чтобы выжить, человечеству следует утвердить иную этику - иное отношение к природе, друг к другу, проникнуться уважением к ценности жизни как таковой. По мнению академика Н. Моисеева, человеку предстоит избавиться от "синдрома неандертальца", поскольку именно тогда, на заре истории, в крайне суровых условиях, полных всевозможных опасностей, сформировалась присущая человечеству агрессивность.

Глобальные вызовы требуют глобальных подходов не только для своего решения, но и для осознания, что, как показал опыт, является делом далеко непростым. Уяснив хотя бы основные контуры нового складывающегося мира и его ресурсную базу, постигнув природу и глубину ставших перед обществом проблем и сформулировав реалистическое видение перспектив дальнейшего развития, человечество должно понять способы управления этим миром, чтобы он не "оказался без руля и без ветрил", и сконцентрировать усилия на реализации наиболее благоприятного из возможных сценариев. Людям следует, наконец, понять, что все мы принадлежим к биологическому виду, который может исчезнуть с лица земли и осознать необходимость совместных действий в борьбе за выживание, за достойное будущее, уяснив в полной мере всю значимость идеи солидарности. «В современных условиях, -подчеркивают Кинг и Шнайдер, - усиливающаяся общая опасность придает этому термину новое, все более могучее значение».

Аналогичную идею развил один из лидеров французских "новых философов" А. Глюкманн. Он заявил, что человечеству совершенно необходимо выработать новую этику, которую назвал "солидарностью потрясенных", этику людей, задетых катастрофами XX века и осознающих угрозы XXI столетия. Характерно, что если условия формирующейся постиндустриальной цивилизации открывают перед человеком все более широкий спектр индивидуального выбора, то для человечества в целом разумной альтернативы солидарным действиям не существует.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Археологические культуры скифов, савроматов и саков
В середине I тысячелетия до н. э. в эпоху раннего железного века и степях современной Украины, Поволжья, Приуралья, Казахстана и Южной Сибири – от Дуная на западе до Забайкалья и плато Ордос (Северо-Восточный Китай) на востоке – сложились культуры так называемого скифо-сибирского мира. На обширной территории степей в раннем железном ве ...

Опыт развития западного предпринимательства
В 70-90-е годы происходили и происходят существенные изменения в общественной жизни человечества. Эти изменения характеризуются, по мнению специалистов, тремя направлениями: 1) изменениями самой эпохи; 2) сдвигами происходящими в экономической среде; 3) появлением новых социальных структур и связанными с ними новыми особенностями управ ...

Деятельность ИНК. Вовлечение Индии вслед за метрополией в Первую мировую войну обозначило новый этап в политической жизни Индостана.
В период спада массового движения в среде крайних начался разброд. Одни из лидеров (Б.Г. Тилак) оказались в тюрьме, другие (А. Гхош) отошли от политической борьбы, третьи (Б.Ч. Пал) стали переходить на более умеренные позиции. Лидеры же умеренных, возглавлявшие Конгресс, в обстановке Усилившейся активности подпольных революционных орган ...

   
Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru