Глобализация как отличительная черта современного исторического процесса
Страница 6

История » Глобализация как отличительная черта современного исторического процесса

В целом же в истории в различных формах воспроизводится парадоксальная ситуация, особенно активизировавшаяся ныне в связи с бурным научно-техническим прогрессом. Деятельность человечества, даже тогда, когда она содержит созидательное, конструктивное начало, способное принести и приносящее ему немало благ, в то же время может оборачиваться опасными негативными сторонами, которые часто превращаются в очередной исторический вызов.

«Хотелось как лучше, а вышло как всегда», - это поистине гениальное изречение вполне способно иметь и глобальное историческое измерение. В чем же причины подобного явления? Что это - объективная логика исторического развития, сложнейшего по своему характеру процесса, в котором переплетаются разнонаправленные факторы? Неслучайно еще в далекие античные времена был сформулирован принцип "Каждый отвечает за свои поступки, а не за их результаты". Однако примечательно, что в настоящее время, когда роль личности в историческом процессе значительно возрастает, ученые все чаще связывают истоки глобальных проблем и противоречий непосредственно с самим человеком, с его природой, с его психофизическими особенностями, со структурой его потребностей и характером ценностных ориентации.

Неслучайно традиционное понятие "homo sapiens" стало зачастую употребляться с изрядной долей иронии, т. к. освященная принципами рационализма деятельность человека обернулась вопиющей иррациональностью и существо, неутомимая активность которого ведет к деградации среды обитания и саморазрушению, далеко не безусловно, может именоваться "венцом природы" или 'вершиной мироздания", "Главная опасность для человечества - это человек", - заявляют известные ученые А.Кинг и Б.Шнайдер, авторы впечатляющего доклада Римского клуба о проблемах глобализации.

Некоторые генетики склонны видеть в человеке уродливого, зловещего мутанта, "ошибку эволюции", "ее тупиковую ветвь", "раковую опухоль на теле природы".

Однако представляется, что не следует считать ситуацию с человеком безнадежной и оценивать его природу как однозначно негативную. В человеке заложено много разнообразных задатков и вопрос в том, какие из них получат преобладающее развитие.

В целом же, как подчеркивают Кинг и Шнайдер, человек может и должен изменить себя. "Факты свидетельствуют, что мы должны измениться или исчезнуть" - считают теоретики Римского клуба. Для того чтобы выжить, человечеству следует утвердить иную этику - иное отношение к природе, друг к другу, проникнуться уважением к ценности жизни как таковой. По мнению академика Н. Моисеева, человеку предстоит избавиться от "синдрома неандертальца", поскольку именно тогда, на заре истории, в крайне суровых условиях, полных всевозможных опасностей, сформировалась присущая человечеству агрессивность.

Глобальные вызовы требуют глобальных подходов не только для своего решения, но и для осознания, что, как показал опыт, является делом далеко непростым. Уяснив хотя бы основные контуры нового складывающегося мира и его ресурсную базу, постигнув природу и глубину ставших перед обществом проблем и сформулировав реалистическое видение перспектив дальнейшего развития, человечество должно понять способы управления этим миром, чтобы он не "оказался без руля и без ветрил", и сконцентрировать усилия на реализации наиболее благоприятного из возможных сценариев. Людям следует, наконец, понять, что все мы принадлежим к биологическому виду, который может исчезнуть с лица земли и осознать необходимость совместных действий в борьбе за выживание, за достойное будущее, уяснив в полной мере всю значимость идеи солидарности. «В современных условиях, -подчеркивают Кинг и Шнайдер, - усиливающаяся общая опасность придает этому термину новое, все более могучее значение».

Аналогичную идею развил один из лидеров французских "новых философов" А. Глюкманн. Он заявил, что человечеству совершенно необходимо выработать новую этику, которую назвал "солидарностью потрясенных", этику людей, задетых катастрофами XX века и осознающих угрозы XXI столетия. Характерно, что если условия формирующейся постиндустриальной цивилизации открывают перед человеком все более широкий спектр индивидуального выбора, то для человечества в целом разумной альтернативы солидарным действиям не существует.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

СССР на кануне войны. Политическая система СССР на кануне ВОВ
В декабре 1936 года была принята новая Конституция СССР, которая официальной пропагандой была названа «Конституцией победившего социализма». Ее текст содержал много демократических норм: отмена ограничения прав граждан по классовому признаку; введение всеобщего, прямого, равного, тайного голосования, провозглашение прав и свобод граждан ...

Образование СССР, тенденция его дальнейшего развития
В 1922 году встал вопрос об объединении советских республик в единое государственном союзе. После победы Октябрьской революции возник ряд независимых советских республик: РСФСР, Украинская, Белорусская и др. Первое время все советские республики существовали как самостоятельные, независимые государства. Они имели свою армию, свою денежн ...

Суть опричнины
Суть опричнины состояла в том, что Грозный применил к территории старых удельных княжеств, где находились вотчины служилых князей-бояр, тот порядок, какой обыкновенно применялся Москвой в завоеванных землях. Из покоренных земель выводили наиболее видных и для Москвы опасных людей в свои внутренние области, а на их место посылали поселен ...

   
Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru