Иван Пересветов
Страница 1

История » Общественно-политической мысль » Иван Пересветов

Иван Семенович Пересветов был видным деятелем общественно- политической мысли. В 1549 г. передал Ивану IV свое «Сказание о взятии Константинополя Мегмет-султаном» и челобития, в которых содержались проекты преобразований. Считается идеологом дворянства.

Открыто высказать то, что он думал о русском государственном устройстве, Пересветов, опасаясь за собственную жизнь, не мог, поэтому пришлось прибегнуть к иносказанию. В своем «Сказании» Пересветов раскрывает главные, на его взгляд, причины падения Константинополя в 1453 году. Он говорит о том, что византийский император Константин был «христолюбивым» монархом и славным воином. Но вельможи, которые его окружали, жаждали только богатства «неправдою» — взятками, воровством, думали не о Боге, не о государстве, а только о себе.

Постепенно император попал под полное влияние своих «неправедных» приближенных, в государстве на всех уровнях воцарилась несправедливость.

В 1453 году Константинополь пал. И хотя император вел себя необыкновенно мужественно, защищаясь с оружием в руках, войска Магмет-султана сокрушили царство христиан. Почему же Бог отвернулся от них? А потому, что византийцы «правду» потеряли: «Господь Бог гордым противляется, за неправду гневается, а правда Богу сердечная радость и вере красота»,— писал Пересветов.

Достойно ли называться христианином и быть несправедливым, жить не по «правде»? Пересветов отвечал: «Бог любит правду сильнее всего». Больше даже, чем «веру»!

И вышло так, что мусульманин Магмет, захватив Константинополь, установил «правду» в государстве. Суд стал скорым и справедливым. Узнал Магмет, что некоторые судьи берут взятки, и приказал содрать с них кожу да бумагою набить. А на чучелах судей сделать надпись: «Без таковые грозы не мочно в царство правды ввести». Во все города султан велел послать судебные книги. С тех пор «казне его несть конца, Богом исполнена за его великую правду, что со всего царства своего, из городов, и из волостей, и из вотчин, и из поместий — все доходы в казну свою царскую велел собирати . А войско его царское с коня не сседает николи же и оружия из рук не испущает». Пересветов убеждает: «Не мочно царю без грозы быти; как конь под царем без узды, так и царство без грозы».

Иносказательно повествует Пересветов и о молдавском воеводе Петре. Был у Петра слуга — «московитин» Васька Мерцалов. И спросил как-то Петр у Васьки: есть ли в московском царстве «правда»? И стал тот говорить: «Вера, государь, християнская добра, всем сполна, и красота церковная велика, а правды нет». Расплакался воевода и сказал: «Коли правды нет, то и всего нет». В уста воеводы Петра были вложены слова и мысли самого Пересветова: «Истинная правда Христос есть».

У турецкого султана «правда» установлена без православной веры, а в Русском государстве вера христианская в чистоте сохранилась, но «правды» нет. Пересветов мечтает об идеальном государстве: «Естли бы к той истинной вере христианской да правда турская, ино бы с ними ангелы беседовали»!

Пересветов — сторонник сильной власти в государстве. Ивану Грозному, считал он, суждено по «небесному знамению» исполнить «правду» в Русском государстве: победить Казанское ханство, установить порядок в стране и правосудие. Но в то т же время Пересветов страстно выступал против холопства служилых людей: «В котором царстве люди порабощены, и в том царстве люди не храбры и к бою не смелы против недруга». Если человек превращен в холопа, то он «срама не боится», « «чести не добывает». Пусть он даже «богатырь», но — «холоп государев» — «иного . имени не прибудет».

[1] Бубнова В.А. Нил Сорский: Историческое повествование. СПб., 1992; Замалеев А.Ф., Овчинникова Е.А. Еретики и ортодоксы: Очерки древнерусской духовности. Л., 1991; Золотухина Н.М. Иосиф Волоцкий. М., 1981; Клибанов А.И. Реформационные движения в России XIV – первой половины XVI в. М., 1961; Кнабе Г.С. Русская античность. М., 2000; Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 2000; Корецкий В.И. Христологические споры в России (сер. XVI в.).//Вопросы истории религии и атеизма. Вып. ХI. М., 1963. С. 334 – 361; Никольский Н.М. История русской церкви. 4-е изд./Ред. Н.С. Гордиенко. М., 1988. С. 79 – 114; Скрынников Р.Г. Святители и власти. Л., 1990. Главы 2, 3.

Страницы: 1 2

Введение.
Прошлое не исчезает, а продолжает жить в накопленном опыте социальной жизни. Обобщение и обработка накопленного человеческого опыта – первейшая задача истории. История – одна из важнейших форм самосознания людей. Опытом истории стремятся воспользоваться противоборствующие политические силы. Ссылками на историю они обосновывают свои дей ...

Товаропроизводство
Казань была одним из первых ключевых транзитных узлов Транссибирской магистрали, старейшей в стране. Сейчас город является крупным распределительным транспортным центром - речной порт, аэропорт, две основные железнодорожные линии и несколько компаний грузовых автоперевозок обеспечивают доставку готовой продукции на рынки сбыта в России ...

Двадцать четвертый съезд КПСС
Двадцать четвёртый съезд КПСС (30 марта — 9 апр. 1971 г., Москва) дал марксистско-ленинский анализ развития мирового революц. процесса, междунар. положения внутренней жизни СССР, раскрыл закономерности и перспективы развития сов. общества, обобщил и развил принципиальные вопросы теории и практики коммунистич. строительства. На съезде б ...

   
Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru