Программы и конституции Северного и Южного обществ
Страница 3

История » Движение декабристов. Их программы и результаты выступлений » Программы и конституции Северного и Южного обществ

Спорным представляется решение «еврейского вопроса». После длительных перечислений недостатков нынешнего положения предлагаются два способа: 1. собрать всех духовных лидеров и объяснить им для распространения, что держава более не намерена предоставлять еврейской народности существующих льгот и потребовать подчинения законам на общем основании; 2. собрать всех представителей еврейской народности, и предоставив им часть войска отправить отбивать у Турции место для собственного государства (в район современной Палестины). Если первый вариант на бумаге выглядит вполне пристойно, но совершенно нереализуем, то второй очень похож на дополнительные рекомендации к вопросам о границе, где Пестель доказывает необходимость присоединения силовым путем к России территорий «Молдавии, Западную приморскую часть Кавказа, Земли Киргиз Кайсакских орд кочующих к северу от хребта гор идущего от Бухтарминской крепости прямо к Аральскому морю, и часть Монголии, так чтобы все течение Амура начиная от озера Далая принадлежало России»[5].

Интересны еще некоторые моменты. Так А. Бушков в своей книге «Россия, которой не было» приводит выдержки из «Русской Правды» относительно новой полиции. В варианте, воспроизведенном по изданию Главного Архивного Управления СССР, главы, посвященные устройству полиции, отсутствуют (с указанием, что документ дан не полностью, компилирован из двух редакций). Краткое изложение цитат: Тайная полиция должна именоваться «Высшим Благочинием», т. к. занимается охраной правительства, государя и государственных сословий (кстати, откуда в республике государь? Если только новый Наполеон, так восхищавший Пестеля). Деятельность «Высшего благочиния» с самого начала должна сохраняться в строжайшей тайне, даже имена чиновников никому не должны быть известны кроме государя и главы благочиния. Шпионство, не только позволительно, но и приветствуется в деятельности тайной полиции. Жалование должно быть очень высоким, т. к. дело трудное и неблагодарное. И, по мнению Пестеля, 50000 жандармов должно хватить.

Для сравнения: тогдашний Корпус внутренней стражи, в который входили и жандармские части, к 1825 году насчитывал всего около 5000 человек.

На самом деле, во всех этих предложениях нет ничего, что не могло бы объясняться с позиций жесткого прагматизма государства, близкого к тоталитарному режиму. Но крайне странно для программы действий либерального общества.

Северное общество

Северное общество оформилось несколько позже Южного – в 1822 году. Оно также состояло из нескольких управ в гвардейских полках столицы. Возглавляла общество Дума из трех человек – Н.М. Муравьева, С.П. Трубецкого и Е.П. Оболенского. Также основное его ядро составляли Н.И. Тургенев, М.С. Лунин и И.И. Пущин.

Позднее одним из лидеров Северного общества стал К.Ф. Рылеев, единственный из декабристов, по мнению литератора Н.И. Греча, проявивший некоторую последовательность: участвуя в заговоре с целью свержения правительства и государя, он вышел в отставку и перестал пользоваться его пособием и милостями.

Северное общество было более умеренным, ряд его членов придерживался идеи конституционной монархии, но крепостное право требовали отменить все. Но, несмотря на свои требования, известна лишь одна попытка освобождения декабристом своих крепостных. Ее совершил Якушкин, но из-за того, что он предлагал своим крестьянам только личную свободу, без земли, они не согласились, что было принято им, как признак большой к нему любви.

Программным документом общества стала «Конституция» Н.М. Муравьева.

К моменту написания конституции Н.М Муравьев стоял на монархических позициях. Будущее государство представлялось ему в виде конституционной монархии, хотя не исключалась возможность введения республиканского правления «как крайнего средства». Законодательная, исполнительная и судебная власти были разделены. Император должен был стать «верховным чиновником российского правительства», представителем только исполнительной власти, законодательной власти не имел. Император должен был получать жалованье «8 миллионов рублей в год» и содержать придворный штат за свой счет. Все царские придворные по конституции Муравьева лишались избирательного права. Император командовал войсками, но не имел права ни начинать войны, ни заключать мира, а также не мог покидать территории империи, иначе он лишался императорского сана.

Страницы: 1 2 3 4

Венгрия
Наряду с Чехией Венгрия добилась больших успехов в экономике во второй половине 90-х гг. и одной из первых стран ЦВЕ начала переговоры о вступлении в ЕС. С мая 1990 по август 2000 гг. президентом 2 срока подряд был Арпад Гёнц (писатель, демократ). Новым президентом в 2000 г. парламентом был избран Ференц Мадль (академик, беспартийный). ...

Промышленность, торговля, финансы
Реформы 60—70-х гг. XIX в. дали мощный толчок развитию промышленного производства. Важным показателем этого процесса стало увеличение удельного веса городского населения и изменение его сословно-классовой структуры. С 1863 по 1897 г. городское население выросло в 2,5 раза — с 6 млн. до 17 млн. человек, в то время как все население стран ...

Основные направления реформы государственной власти в 90-е годы
Основные направления реформы государственного управления, обозначенные в период так называемого "доконституционного" этапа (1991-1993 гг.), оказали огромное влияние на весь период современной истории Российской Федерации. Данные преобразования большинство специалистов характеризуют как радикально-либеральные. На этом этапе иде ...

   
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru