Программы и конституции Северного и Южного обществ
Страница 4

История » Движение декабристов. Их программы и результаты выступлений » Программы и конституции Северного и Южного обществ

Император мог назначать министров (финансов, иностранных дел, военного и морского), главнокомандующих армиями и флотом, всех чиновников исполнительной власти.

Верховным органом законодательной власти должно было стать Народное Вече. Оно состояло из двух палат: верхней палаты – Верховной думы, и нижней – Палаты народных представителей. Каждый законопроект принимался обеими палатами, он шел на представление императору и после его подписи получал силу закона. Император имел право созывать обе палаты Народного веча, а также отсрочивать их заседания на срок до трех месяцев. Кроме того, император мог вернуть законопроект в палаты со своими замечаниями для вторичного обсуждения; в случае вторичного принятия законопроекта обеими палатами проект получал силу закона без согласия императора.

В каждой области должны был находиться две палаты: Областная Дума и Палата Выборных.

Формировались органы законодательной власти путем выборов. Депутаты в обе палаты избирались на шесть лет, каждые два года треть их переизбиралась. В верхнюю палату избиралось по 3 депутата от каждой «державы», и по 2 – от области, в нижнюю – по 1 депутату от 50000 жителей мужского пола. Для избирателей вводился имущественный ценз 500 рублей. Лица, не имевшие движимого или недвижимого имущества на эту сумму, не участвовали в выборах. Для избираемых лиц также вводился имущественный ценз (для членов Верховной Думы – не мене 60000 рублей серебром). Кроме того, вводился возрастной ценз. Избирательные права получали достигшие 21 года. В Верховную Думу могли избираться лица не моложе 30 лет. Кроме того, через 20 лет после принятия конституции предполагалось ввести образовательный ценз: неграмотные были бы лишены избирательных прав. Для избирателей вводился также ценз оседлости. Женщины были лишены избирательных прав совсем.

По «Конституции» предполагалась полная отмена крепостного права. Крестьяне объявлялись лично свободными. Они получали в свою собственность дворы, скот, земледельческие орудия и по две десятины земли. Остальная земля оставалась собственностью помещика. Государственные и удельные крестьяне, а также военные поселяне получали в собственность всю надельную землю, которой они пользовались. «Раб, прикоснувшийся земли русской становится свободным»[6] – вернул один из законов древней Руси Муравьев.

«Конституция» отменяла сословия, ликвидировались все гильдии и цехи, отменялся «табель о рангах». «Конституция» объявляла равенство всех перед законом. Предполагалась отмена сословного суда и замена его судом присяжных. Судьи тоже становились выборными.

В административном отношении Россия должна была стать федерацией из 14 «держав» и двух областей. Державы делились на уезды, а уезды – на волости. Столицей государства становилась Москва, хотя в первом редакции таковой являлся Нижний Новгород, переименованный в Славянск.

В отличие от «Русской Правды» «Конституция» не возражала против создания обществ: «Граждане имеют право составить всякаго рода общества и товарищества, не испрашивая о том ни у кого позволения ни утверждения: лишь только бы действия оных не были противузаконными»[7]

Таким образом, «Конституция» Муравьева была менее жесткой, больше ориентировалась на обеспеченных людей и в меньшей степени учитывала интересы большинства – т.е. крестьян. Что неудивительно, так как Н. Муравьев в период написания этого документа очень слабо представлял себе жизнь, как крестьянства, так и мещанства.

«Конституция» не была принята всеми членами Северного общества, в отличие от «Русской Правды», утвержденной всеми участниками Южного.

Страницы: 1 2 3 4 

Предыстория крещения Руси
В Х веке продолжалось постепенное формирование русской государственности. С одной стороны необходимо было решать вопросы, связанные с расширением влияния киевских князей "внутри" Руси, приводя к покорности еще разрозненные славянские племена, с другой стороны внешняя угроза требовала большого напряжения только начавшего складыв ...

Положение иностранцев(мюстемен) и немусульман(зимми)
Мюстемен (человек, получивший эман-обещание безопасности, т.е. охранную грамоту). Этим термином обозночались иностранцы, которые временно, с разрешения властей, находились на территории Дар уль-ислам. Статус мюстеменов в исламских странах и Османском государстве схож со статусом зимми, но всё же здесь есть и некоторые различия. Согласно ...

Экономическая политика государства
Федеральное правительство, в свою очередь, может и должно оказывать влияние экономической политикой на ход конъюнктуры. Закон о стабильности дает ему возможность, которая получила название «волшебного четырехугольника»: высокая занятость, стабильность уровня цен, внешнеэкономическое равновесие и постоянный, адекватный экономический рост ...

   
Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru