Государственное управление

История » Эпоха просвещенного абсолютизма Екатерины II » Государственное управление

Первые пять глав фиксировали самые важные принципы власти государственного правления в России как непререкаемые, "фундаментальные" начала жизни общества вообще. (В "Наказе" было и небольшое введение, где Екатерина развивала мысль о том, что стремление закона к блаженству каждого и всех есть и правило христианского вероучения).

Одна из самых первых статей "Наказа" провозглашала Россию европейской державой. У этого положения был важный политический подтекст: следуя критериям Монтескье, все закономерности европейской государственности присущи России, несмотря на ее особую обширность. Главная из таких закономерностей - «Государь в России самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть не может действовать сходно с пространством такого великого государства» (ст. 8). А «всякое другое правление не только было бы России вредно, но и в конец разорительно» (ст. 11). Однако у новой, правовой, монархии новая цель: все действия людей «направить к получению самого большого ото всех добра» (ст.13), способствовать процветанию общества, гарантировать права граждан-подданных. Государь не может и не должен везде править сам, хотя именно он полагался юридическим источником всякой власти в государстве (это показывает, что «Наказ» вполне сохранял абсолютизм монархии).

В стране должны существовать подчиненные монарху «правительства» - учреждения, которые проводят в жизнь законы, но могут вместе с тем и ходатайствовать о выявленных недостатках этих законов. Особым учреждением, с особыми правами, был Сенат. На Сенат возлагались функции конституционного контроля за действиями других властей «сходственно с законами, во основании положенными, и с государственными установлениями» (ст.25).

Законность и законы не должны стать в государстве самоцелью, они обязаны «предохранять безопасность каждого особого гражданина». Все равны перед государственным законом, провозглашалось в Наказе: «Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам» (ст.34). Но не более.

Чрезмерное понимание равенства, стремление к стиранию различий между бедными и богатыми, между разными чинами и званиями, «когда всяк хочет быть равный тому, который законом поставлен быть над ним начальником» - это «умствование» равенства, гибельное для общества (ст.503). Законы должны охранять и «вольность» гражданина, которая, однако, заключается в том, «чтоб делать все, что кому угодно» (ст.36). В правильном государстве «вольность» есть право делать то, что «законы дозволяют».

Экономическое. и соц.-политическое развитие Германии в к. XV – н.XVI.
Нараставшая феодальная реакция в деревне, проводив­шаяся духовными и светскими феодалами и князьями практика массового перевода крестьян в лично зависимое состояние тормо­зили распространение в стране зарождавшихся элементов капи­талистического производства. Это и было особенностью, экономи,-, ческого подъема Германии на рубеже XV и XVI ...

Конфликт в Косово
Истоки косовской проблемы уходят в глубь истории Балкан на несколько столетий. И с каждым поворотом колеса истории косовский вопрос получал новое содержание. Кочевые скотоводы – албанцы составляли ничтожно малую часть (около 2%) населения Балкан и до XVIII века мирно жили сербами, даже участвовали на их стороне в сражении на Косовом по ...

Четырнадцатый съезд РКП(б)
Четырнадцатый съезд ВКП(6) (18-31 дек,1925 г., Москва), исходя из ленинского плана построения социализма в СССР, взял курс на социалистич. индустриализацию страны; осудил «новую оппозицию» (Каменев — Зиновьев), выступившую вслед за Троцким против ленинского курса на победу социализма в одной стране. На 14 съезде РКП(6) была переименова ...

   
Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru