Амир Темур – историческая личность
Страница 7

История » Амир Темур – историческая личность

Испанский посол Руи Гонзалес де Клавихо в своем «Дневнике путешествия в Самарканд ко двору Темура (1403-1405 гг.)» приводит замечательные примеры, описывая эти памятники архитектуры, а также воздвигнутые Сахибкираном райские сады.

Наряду с архитектурой, Амир Темур уделял большое внимание делам по благоустройству городов, в результате чего их население было обеспечено питьевой водой. Например, в Самарканд вода доставлялась через канал из Заравшана. Как описывает историк-путешественник Ибн Ховкал, побывавший в средние века в Самарканде: не было ни одной улицы, ни одного двора, на которых не было бы проточной воды. Только некоторые дома не имели садов. Здесь наряду с прекрасными архитектурными зданиями было разбито 12 садов-парков, насаждения и прекрасная зелень которых напоминали райские кущи. Эти сады с чудными названиями – Боғишамол, Боғизағон, Боғибулду, сад Шахруха Амирзадэ, Боғи Биҳишт, Боғи Дилкушо, Боғи Баланд, Боғи Чинор, Боғи Жаҳон. История их возникновения, описание строительства величественных зданий в них, проведенных в них обрядов приводится в книге Шарафиддина Али Язди «Зафарнаме», в воспоминаниях Клавихо. Места, именуемые названиями данных садов, существуют и поныне.

Необходимо также подчеркнуть, что Амир Темур очень серьезно относился к истории. В области историографии такие известные на востоке историки, как Низамиддин Шами, Хафизи Абру, Муиниддин Натанзи, Шарафиддин Али Язди, прославились своими произведениями об Амире Темуре. Полностью осветивший историю Амира Темура Низамиддин Шами в заключении своей книги «Зафарнаме» пишет, что Сахибкиран в 804 г. (1401-1402 гг.) пригласил его к себе и велел написать историю своей жизни и деятельности, при этом он потребовал, чтобы «стиль изложения имел меньше сложных деталей и славословия: не допускал различных смысловых оттенков. Если основная цель останется незаметной в водовороте уподоблений, метафор, то пользы от подобного произведения будет мало. Если один человек поймет степень и смыл какого-нибудь слова, остальные десять, а может и сто человек не сумеют осознать намеченную цель. Следовательно, от этого нет никакого проку для простого народа». Ясно, что Амир Темур четко представлял цель, стиль изложения при создании исторического произведения и задачу пояснял коротко и ясно. То есть история пишется для масс, для будущего. Шами стремился соблюдать требования Сахибкирана и последующие историки, в частности Шарафиддин Али Язди, широко использовали структуру его произведения. Будет уместно напомнить, что именно во времена Темуридов историография достигла своего апогея.

В мировой истории период Амира Темура и Темуридов занимает особое место. Исследователям давно известно наличие множества исторических произведений, являющихся первоисточниками в освещении истории Средней Азии и стран Среднего Востока времен Темура и Темуридов, относящихся к XIV-XV вв. К ним относятся такие жизнеописания, как «Зафарнаме» Низамиддина Шами, написанное еще при жизни Сахибкирана, «Зубдат ут таворихи Бойсунғурий» Хафиза Абру, написанное в период правления Шахруха (наследника Темура), знаменитое «Зафарнаме» Шарафиддина Али Язди, «Мужмали Фасихи» Фасиха Ахмада Хавофи, «Матлаи Садайн ва мажмаи бахрайн», написанное Абдураззаком Самарканди в год (1470) восшествия Хусейна Байкаро на престол, семитомное «Равзат ус-сафо» Мирхонда, созданное во времена Алишера Навои, «Маъсирул-мулк» и трехтомное «Хабиб ус-сиар» Хондамира.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Учредительное собрание
Чтобы выйти из финансового кризиса, Временное правительство ввело декрет о 45-процентном налоге. Им облагались все собственники, в том числе и крестьяне. С каждого франка 45 сантимов забирало государство. Крупные землевладельцы настраивали крестьян против революционного Парижа. «Ваши деньги идут на содержание бездельников, которые не хо ...

Развитие духовной культуры
К духовной культуре мы относим продукты деятельности человека в сфере сознания. Это в первую очередь язык, письменность, устное творчество и литература, наука и искусство, религия. Начавшиеся в VI в., бурные политические процессы, приведшие к расцвету, а затем и упадку Тюркского каганата, значительно изменили лингвистическую карту Казах ...

Распутье во внешней политике
Японо-китайская война 1894—1895 годов впервые обнажила остроту противоречивых интересов соперничающих держав и поставила вопрос о позиции России. По существу, необходимо было решить: идти на соглашение с Японией и встать на путь раздела Северного Китая, получив компенсацию, или вступить в борьбу с Японией, добиваясь недопущения ее на ма ...

   
Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru