Движение БолотниковаСтраница 1
Иван Исаевич Болотников появляется на исторической арене, по мнению большинства историков XIX - XX веков, следующим образом. После московского переворота 17 мая 1606 года, когда Лжедмитрий I был убит и на престол возведен Василий Иванович Шуйский, двое из приближенных дворян, Михаил Молчанов и князь Григорий Шаховский остались верными убитому самодержцу. Молчанов достигает отправной точки движения Лжедмитрия - польского города Самбора, где встречается с матерью царицы Марины - Ядвигой Мнишек. По пути своего следования он распускает слухи, что во время переворота был убит другой человек, а Дмитрий спасся.
Князь Г. Шаховский был сослан царем Василием Шуйским воеводою в Путивль. Он сообщил горожанам, что Дмитрий жив, лишь временно скрывается от врагов. Человеком, который осуществил первую миссию связи Молчанова и Шаховского, городов Самбора и Путивля, был Иван Болотников. М. Молчанов выдал себя Болотникову за царевича Дмитрия и предложил ему возглавить повстанцев на Руси. Самбор стал одним из главных центров движения за спасение "законного царя", и Молчанов систематически посылал грамоты от его имени в Московское государство.
Иван Исаевич Болотников, видимо, принадлежал к числу "боярских детей", тех мелких помещиков, которые в результате земельных реформ Ивана Грозного потеряли свои земли. Он поступил на военную службу к князю Телятевскому и поэтому во всех правительственных грамотах XVII века он называется холопом князя Телятевского. Подробные сведения о Болотникове сообщают два иностранных автора, современника этой личности начала XVII века - И. Масса и К. Буссов. К. Буссов лично знал вождя восстания, поскольку служил при нем в Калуге в 1606-1607 годах, И. Масса находился в осажденной Болотниковым Москве.
В своих "Записках" И. Масса сообщает, что Болотников "служил в Венгрии и Турции и пришел с казаками числом за 10 тыс. на помощь к этим мятежникам". Поэтому возникает версия о том, что Болотников пришел в Самбор не один, а во главе казацкого отряда. В "Хронике" К. Буссова биография Ивана Исаевича более детализирована: он "служил в Венгрии и Турции", попал в плен к татарам, которые продали его в рабство туркам. Служение туркам выглядит как рабство на галерах, где Болотников был гребцом-невольником и участвовал в морских сражениях. В одном из таких сражений турки потерпели поражение. Болотникова освободили из плена итальянцы и, таким образом, он попал в Венецию. Домой, на Русь дорога лежала через Германию и Польшу (Речь Посполитую). Слухи о спасении Дмитрия, законного царевича, привлекли его в Самбор. После встречи с М. Молчановым, который выдал себя за царя и "дал" Болотникову определенные полномочия, жизнь этого человека приобрела воинственный характер.
Об этом скажет сам Иван Исаевич Болотников царю Василию Ивановичу Шуйскому, когда тот уговорил повстанцев сдаться в последний период движения осенью 1607 года под Тулой, где царь обещал им помилование.
10 октября Болотников приехал в Царскую Ставку, стал перед Шуйским на колени, положил себе на шею саблю и сказал: "Я исполнил свое обещание - служил верно тому, кто назвал себя Дмитрием в Польше - справедливо или нет, не знаю, потому что сам я прежде никогда не видывал Царя. Я не изменил своей клятве, но он выдал меня, теперь я в твоей власти, если хочешь головы моей, то вот отсеки ее этой саблей; но если оставишь мне жизнь, то буду служить тебе так же верно, как тому, кто не поддержал меня". Таким образом, И.И. Болотников отдал дань верного служения царю, в поддержку которого поднялось большинство сословий Московского государства.
Бородинское сражение
Бородинское побоище 26 августа 1812 г. – единственный в истории войн пример генерального сражения, исход которого и та, и другая сторона сразу же объявили и доныне празднуют как свою победу, имея на то основания. Поэтому многие вопросы его истории, начиная с соотношения сил и кончая потерями, остаются спорными. Новый анализ старых данны ...
Ледовое побоище
Тревожным было положение северо-западной Руси в начале XIII в. В июле 1240 г. 100 шведских кораблей с десантом встали на стоянку в устье Невы. Новгородский князь Александр Ярославич с дружиной и ополченцами, совершив стремительный переход, внезапно напал на лагерь шведов. В жаркой сече 5-тысячный лагерь шведов был разгромлен. За эту бле ...
Городская реформация в городах севера Германии
Католическая церковь, которая сама являлась крупнейшим феодальным землевладельцем, служила в средние века идеологической опорой всего феодального строя. Для того чтобы привить простым людям сознание полного ничтожества своей личности и примирить их со своим положением, церковь пускала в ход учение об исконной «греховности» земного сущес ...