Египет в XVIII — начале XIX в.
Страница 3

История » Арабские страны Азии в XVIII - начале XIX в. » Египет в XVIII — начале XIX в.

Реформы, осуществленные Мухаммедом-Али, позволили ему создать многочисленную и боеспособную армию и военно-морской флот, преобразовать систему государственного управления. Формально Египет оставался одним из пашалыков (большая область, управляемая пашой) Османской империи. Фактически он стал независимым государством с самостоятельной армией и правительством. Мухаммед-Али ввел в Египте систему министерств по европейскому образцу, провел новое районирование, разделив страну на семь провинций, губернаторы которых подчинялись Каиру.

Сравнение реформ Мухаммеда-Али с попытками преобразований, предпринимавшимися в то же самое время в Турции (реформы Селима III и Махмуда II, первый период танзимата), показывает, что реформы египетского паши были несравненно более результативными. К. Маркс считал Египет времен Мухаммеда-Али «единственной тогда жизнеспособной частьк» Османской империи, а самого пашу — «единственным человеком», который мог бы «добиться того, чтобы „парадный тюрбан" заменила настоящая голова». Успех реформ Мухаммеда-Али объяснялся в значительной степени тем, что их целью было не укрепление Османской империи и, следовательно, сохранение турецкого гнета над другими народами, а создание египетского государства. Хотя сам Мухаммед-Али и его ближайшее окружение этнически были чужды египетским арабам (новые помещики по происхождению были турки, албанцы, черкесы, курды и т. п.), его политика объективно была направлена на создание сильного и независимого Египта и распространение влияния египетских помещиков и купцов на другие арабские страны.

Правящий феодальный класс Египта укреплял свое государство за счет усиления эксплуатации народных масс — крестьян, ремесленников, рабочих казенных предприятий. Аграрные преобразования Мухаммеда-Али в конечном счете были направлены на сохранение и укрепление феодальной эксплуатации крестьянства. Классовая природа режима Мухаммеда-Али определила и другие реакционные моменты в его политике. Египетское правительство не поддерживало национальных устремлений других народов Османской империи и, осуществляя экспансионистскую политику подчинения новых территорий, активно участвовало в подавлении национальных движений.

Мухаммед-Али с готовностью принял предложение Махмуда II совершить карательный поход против ваххабитов. Он рассчитывал укрепиться на Аравийском полуострове. В войне против ваххабитов было заинтересовано и египетское купечество, которое несло значительные убытки из-за прекращения торговли, связанной с паломничеством в Мекку, после ее захвата ваххабитами. Поход в Аравию (1811—1818) оказался трудным и затяжным. Понадобилось семь лет для того, чтобы сломить ваххабитские войска. Аравия вернулась в состав Османской империи, но фактически была оккупирована Египтом. Египетские наместники стали управлять Недждом и Хиджазом. Мухаммед-Али назначал и смещал шерифов — правителей Мекки. Йемен сохранил свою самостоятельность, но его имам обязался выплачивать Египту ежегодную дань. Ваххабиты Неджда не раз поднимали крупные восстания против египетских оккупантов.

В начале 20-х годов в результате трехлетней войны Мухаммед-Али завоевал Судан, формально включенный в состав Османской империи, а в действительности ставший египетским владением. Египетские войска потопили в крови греческое восстание. В результате этой экспедиции султан признал о-в Крит владением египетского паши.

В ходе первой войны с султаном (1831—1833) Мухаммед-Али подчинил себе Сирию, Ливан и Палестину. Теперь внутри номинально единой Османской империи сложилась своеобразная империя Мухаммеда-Али. Это, однако, не укрепило, а ослабило Египет. Арабы Сирии, Ливана и Палестины вскоре восстали против Мухаммеда-Али. Египетская армия жестоко расправлялась с повстанцами, но не могла их окончательно сломить и подчинить. В ходе второй войны (1839—1840) восстания арабов. Сирии и Ливана способствовали поражению Египта.

Страницы: 1 2 3 4

Культура Казахстана в XIV – XV вв.. Материальная культура
В послемонгольский период культурная жизнь подверглась резким изменениям. Среди монгольской аристократии вскоре после прихода к власти четко наметились две тенденции по отношению к оседлому населению. Одни были противниками оседлой жизни, им представлялось необходимым всю землю превратить в пастбища для скота, а все население оседлых ра ...

Новомученики и подвижники периода османского ига
В период турецкого владычества православная вера была для болгар единственной опорой, позволявшей сохранить национальную идентичность. Попытки принудительного обращения в ислам способствовали тому, что сохранение верности христианской вере воспринималось и как защита своего национального самосознания. Подвиг новомучеников напрямую соотн ...

Культура племен и народностей Казахстана в раннем средневековье. Рост городов
О культуре племен и народностей , населявших территорию Казахстана в период раннего средневековья (VI – XII вв.), сообщают письменные, археологические и эпиграфические (надписи на надгробных камнях) источники. Культура племен и народностей VI – XII вв. преемственно связана с культурой племен и народностей предшествующей эпохи и, в зави ...

   
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru