Египет в XVIII — начале XIX в.
Страница 1

История » Арабские страны Азии в XVIII - начале XIX в. » Египет в XVIII — начале XIX в.

Ослабление Османской империи привело к восстановлению в Египте политической власти мамлюков. Так назывались в средние века солдаты и командиры гвардии египетских султанов, которая формировалась из захваченных в плен или купленных на невольничьих рынках рабов («мамлюк» — букв. «раб»). Несмотря на такое происхождение, мамлюки стали привилегированным сословием феодального Египта. Они длительное время были основными представителями класса феодалов. На султанском престоле утвердились мамлюкские династии. Тем не менее мамлюки не превратились в наследственную аристократию. Ряды мамлюков по-прежнему пополнялись за счет захваченных, купленных или завербованных выходцев с Кавказа — черкесов, грузин, абхазов. Среди мамлюков встречались и добровольцы — представители различных национальностей Европы. Но мамлюком никогда не мог стать египетский араб.

Выдвинувшиеся мамлюкские дружинники становились беями. Все дружинники данного бея составляли единый клан. Нередко владения и титул бея после его смерти переходили к рядовому дружиннику. В XVIII в. было 24 бея. Самый могущественный из них находился в Каире.

В 1769 г., после начала русско-турецкой войны, мамлюкский правитель Али-бей объявил Египет независимым от Османской империи и вскоре принял титул «султана Египта и обоих морей». Первоначально операции Али-бея против турок развивались успешно, однако вспыхнувшая вскоре вооруженная борьба между мамлюкскими беями привела к поражению Али-бея. В результате турецкое господство вновь было номинально восстановлено.

Междоусобицы мамлюкских феодалов очень тяжело отразились на экономическом положении Египта. Произвол мамлюкских беев, жесточайшее угнетение крестьян и ремесленников резко усилили недовольство в стране. Начавшееся народное движение против турецкого господства и мамлюкских феодалов возглавили шейхи известной каирской мечети аль-Азхар. По их призыву летом 1795 г. ремесленники и купцы Каира закрыли свои мастерские и лавки. Мамлюкские правители оказались вынужденными вступить в переговоры с шейхами и обещать пресечь насилия и притеснения, отменить незаконные поборы и налоги.

Аль-Азхар явилась центром народного восстания и против французских оккупантов. Хотя Наполеон Бонапарт, армии которого летом 1798 г. оккупировали Египет, изображал себя борцом против угнетения страны мамлюками и утверждал, что он «уважает Аллаха, его пророка и Коран» больше, чем мамлюки, французы обложили города и деревни Египта натуральной и денежной данью, превышавшей поборы мамлюков. В октябре 1798 г. в Каире произошло антифранцузское восстание, возглавленное шейхами мечети аль-Азхар. Наполеон с трудом его подавил. В марте 1800 г., во время развернувшегося недалеко от Каира сражения между турецкой и французской армиями, жители египетской столицы вновь восстали, перебив сравнительно небольшой французский гарнизон. В течение месяца повстанцы сопротивлялись французским войскам, осаждавшим Каир. В сельской местности бедуины и феллахи развернули партизанскую борьбу против французских захватчиков.

Вскоре после капитуляции в 1801 г. французского экспедиционного корпуса перед вооруженными силами Англии и Турции развернулась острая борьба между турками и мамлюками, поддержанными Англией. Но египтяне, освободившиеся от французской оккупации, не желали мириться ни с турецким, ни с мамлюкским господством.

В Каире к этому времени большую роль стал играть корпус албанских стрелков Мухаммеда-Али, направленный в Египет в составе османской армии, воевавшей с Наполеоном. Реально оценив соотношение сил, Мухаммед-Али вступил в контакт с шейхами аль-Азхара, которые, не имея военной организации, в свою очередь, были заинтересованы в поддержке албанского корпуса. Во время начавшегося в марте 1804 г. восстания Мухаммед-Али поддержал восставших и возглавил оборону Каира против мамлюкских войск. Каирские шейхи провозгласили пашой Египта правителя Александрии Хуршида, а его заместителем — Мухаммеда-Али.

Страницы: 1 2 3 4

Развитие духовной культуры
К духовной культуре мы относим продукты деятельности человека в сфере сознания. Это в первую очередь язык, письменность, устное творчество и литература, наука и искусство, религия. Начавшиеся в VI в., бурные политические процессы, приведшие к расцвету, а затем и упадку Тюркского каганата, значительно изменили лингвистическую карту Казах ...

Кампания 1917-1918 годов
Кампания 1917 года готовилась и протекала в обстановке значительного роста революционного движения во всех странах. Среди народных масс на фронте и в тылу усиливался протест против войны с её огромными потерями, резкого снижения жизненного уровня, роста эксплуатации трудящихся. Огромное влияние на дальнейший ход войны оказали революци ...

Первые столкновения русских дружин с монголо-татарскими завоевателями. Походы Батыя на Русь
В 1207 г. Чингисхан передал своему старшему сыну Джучи в качестве улуса земли в бассейне Иртыша и далее на запад, «куда ступит нога монгольского коня», наметив, таким образом, план завоевательных походов в сторону Европы. До начала 30-х годов XIII в; монголо-татары, занятые войнами в Китае и Средней Азии, проводили активную стратегическ ...

   
Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru