Аравия в XVIII — начале XIX
в. Ваххабитское движениеСтраница 1
Аравийский полуостров был наиболее отсталым регионом арабского мира. Феодальные отношения сосуществовали здесь с весьма сильными пережитками первобытнообщинного строя и довольно широко распространенным рабством. Кочевники-бедуины и оседлое население оазисов распадались на множество зачастую враждовавших между собой племен. Хозяйственные потребности населения Аравии, угроза иностранного порабощения (со стороны Османской империи, Ирана, а также европейских колонизаторов) порождали тенденцию к объединению мелких княжеств, которая реализовалась в весьма сложных и противоречивых условиях крайней экономической и политической отсталости.
В Йемене еще в XVII в. развернулось направленное против турецких захватчиков объединительное движение, которое возглавили руководители мусульманской секты зейдитов — последователей Зейд ибн Али (VIII в.). Зейдиты занимают промежуточное положение между суннитами и шиитами. Глава секты — имам объединял в своих руках духовную и светскую власть. Изгнав турок, зейдиты образовали независимый имамат Йемен, границы которого не были стабильными.
Расположенный в юго-восточной части Аравийского полуострова Оман в 40-х годах XVIII в. освободился от иранской оккупации. Восстановив свою независимость, он превратился в сравнительно крупный и сильный имамат, власть которого распространялась также на о-в Занзибар (Восточная Африка) и некоторые районы восточного побережья Персидского залива. Имам Омана был главой мусульманской религиозной секты ибадитов, возникшей в VIII в. и названной по имени ее основателя Абдаллаха ибн Ибада. Большинство населения Омана принадлежит к этой секте.
После изгнания в 1783 г. иранцев с Бахрейнских островов там возникло независимое арабское княжество.
Захваченное в XVI в. турками на северо-востоке Аравийского полуострова княжество Кувейт в первой половине XVIII в. также приобрело фактическую независимость от Османской империи.
Таким образом, на юге и востоке Аравии тенденция к объединению была локализована пределами отдельных княжеств. Она серьезно ослаблялась династическими, племенными и религиозными интересами и противоречиями.
Более ярко объединительное движение проявилось во внутренних районах северо-западной части Аравийского полуострова, в княжествах Неджда. Здесь знаменем объединительного движения арабских племен стало религиозное учение ваххабитов.
Основоположником этого учения был недждский богослов Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб (1703—1787). В 40-х годах XVH1 в. он стал призывать мусульман вернуться к традициям раннего ислама, возродить «истинную» веру. Он резко осуждал сохранившиеся племенные культы, основанные на доисламских первобытных верованиях и как бы символизировавшие сепаратизм отдельных племен. Ваххабиты отстаивали аскетическую простоту нравов, отвергали праздность и предметы роскоши, пение и музыку, употребление вина, кофе, табака. Западные авторы называют их «пуританами пустыни». Ваххабиты считали турецких пашей отступниками от веры, а султана — лжехалифом. Иначе говоря, ваххабизм в религиозной форме сочетал идеи преодоления племенного сепаратизма и объединения Аравии с призывом к борьбе против турецкого господства. Эта идеология отражала также протест кочевников-бедуинов и крестьянства земледельческих оазисов против усиливавшейся эксплуатации и их идеалы социального равенства.
Ваххабитское учение принял эмир небольшого недждского княжества Дарийя — Мухаммед ибн Сауд. Династия Сауди-дов развернула борьбу за подчинение других княжеств, завершившуюся в 1786 г. превращением Неджда в единое феодально-теократическое государство. После смерти Абд аль-Ваххаба Саудиды стали также и религиозными руководителями ваххабитов и теперь стремились распространить свою власть за пределы Неджда. В конце XV11I — начале XIX в. они подчинили побережья Персидского залива и Красного моря, заняв Хасу, значительную часть Омана, Бахрейн, Кувейт, Хиджаз (включая Мекку), и объединили, таким образом, под своей властью почти всю Аравию. Затем развернулась борьба за Сирию и Ирак. Ваххабиты громили войска турецких пашей, но в Ираке и Сирии они не встретили такой поддержки населения, как в Аравин.
Сталинградская битва
Сталинградская битва началась 17 июля 1942 г. и закончилась 2 февраля 1943 г. По характеру боевых действий она делится на 2 периода: оборонительный, продолжавшийся до 19 ноября 1942 г., и наступательный, завершившийся разгромом крупнейшей стратегической группировки врага в междуречье Дона и Волги.
Цель наступления фашистских войск лето ...
Захват Алжира Францией. Борьба алжирцев против французских колонизаторов
В XVIII в. Алжир лишь номинально входил в состав Османской империи. Государственную власть возглавлял дей, пожизненно избираемый янычарскими командирами. Алжирцы не прекращали борьбы против турецкой феодально-янычарской верхушки.
Во время наполеоновских войн Франция получала от алжирского дея продовольствие и кожи. Наполеон рассматрива ...
«Потемкинские деревни»
Отрицать, что Екатерина II была в душе приверженецей Просвещения сложно. Можно, конечно, говорить, что вся ее переписка с гуманистами это фарс, мода, желание завоевать авторитет среди верхушек европейской власти, желание прослыть в веках мудрейшей из мудрейших правителей своего времени. Возможно во всем этом и есть доля правды, однако н ...
