Аравия в XVIII — начале XIX в. Ваххабитское движение
Страница 2

История » Арабские страны Азии в XVIII - начале XIX в. » Аравия в XVIII — начале XIX в. Ваххабитское движение

В соседних с Анатолией арабских странах контроль Османской империи был сильнее, чем в Аравии. Однако и их правители зачастую проявляли самостоятельность и неподчинение Стамбулу.

Отделенный от Малой Азии горами, Ирак фактически был автономной провинцией, лишь номинально подчиненной правительству султана. С начала XVII в. здесь развернулась активная деятельность английской Ост-Индской компании, имевшей в Багдаде и Басре официальных представителей и фактории. Англичане оказывали немалое влияние на багдадских пашей. В 1817—1831 гг. в Ираке правил Дауд-паша, грузин по национальности. Он осуществил ряд реформ, целью которых было превратить Ирак в самостоятельное государство, независимое от Стамбула и Ост-Индской компании.

Иракский правитель решительно боролся с сепаратизмом местных феодалов. Ему удалось объединить арабские племена, но наступление на курдов Северного Ирака вызвало сильное сопротивление и привело к войне между Османской империей и Ираном, поддержавшим курдских феодалов. Война 1821 — 1823 гг. шла неудачно для турок и Дауд-паши: проявилась слабость его армии. После войны Дауд-паша приступил к созданию современных, обученных по европейскому образцу воинских частей. Но это сопровождалось усилением влияния в Ираке Ост-Индской компании, офицеров которой Дауд пригласил в качестве инструкторов. Правитель Ирака установил монополию на закупки и экспорт пшеницы, ячменя, фиников, поощрял выращивание хлопка и сахарного тростника.

Укрепив свою власть в Ираке, Дауд-паша прекратил уплату дани султану и стал именовать Ирак «Счастливым Вавилонским царством». Однако попытка Дауда, опиравшегося на арабских феодалов и купцов Ирака, освободиться от турецкого господства кончилась неудачей. Его реформы, носившие поверхностный характер, не могли существенным образом изменить положение. К тому же катастрофические наводнения, неурожай и, наконец, эпидемия чумы крайне ослабили Ирак. Турецкие армии, почти не встретив сопротивления, вступили в опустошенную страну. В 1831 г. Дауд-паша был низложен и отправлен в Стамбул.

Сирия являлась в XVIII в. частью Османской империи и была разделена на несколько вилайетов. В отдельные периоды власть пашей этих вилайетов распространялась и на некоторые районы сопредельных с Сирией Ливана и Палестины.

Большую часть территории современного Ливана занимал образовавшийся в начале XVII в. Ливанский эмират, находившийся в вассальной зависимости от турецкого султана.

Распространение в Сирии и Ливане христианства в доисламский период, переселение в Ливан бежавших из Сирии последователей христианских сект, существование в X—XIII вв. феодальных княжеств, созданных крестоносцами в результате крестовых походов, привели к тому, что значительная часть ливанских арабов исповедовала христианство. Большинство сирийских и ливанских христиан были маронитами, часть принадлежала к православной церкви. Первые общины маронигов возникли в Сирии в V—VII вв. Их появление связывают с именем монаха Map Марона. Признавая с XVI в. верховенство римско-католической церкви, марониты сохранили некоторые своеобразные ритуалы и обычаи. Маронитскую церковь возглавляет «патриарх Антиохии и всего Востока».

Мусульманское большинство ливанского населения тоже делилось по религиозному признаку — на суннитов, шиитов и друзов (одна из шиитских сект, составлявшая замкнутую общину).

Турецкие правители и европейские колонизаторы разжигали религиозную вражду, особенно между друзами и маронитами.

В конце XVIII — начале XIX в. в сельское хозяйство Ливана проникают товарно-денежные отношения. Происходила специализация отдельных районов на производстве различных товарных сельскохозяйственных культур. Росли ремесленное производство и торговля в городах, появились первые мануфактуры с применением наемного труда.

Расположенная к югу от Сирии и Ливана Палестина управлялась как провинция Османской империи. В Иерусалиме и некоторых других пунктах Палестины находились религиозные святыни христиан, мусульман, иудаистов.

Страницы: 1 2 3

Политические идеи Н.М.Карамзина
Николай Михайлович Карамзин (1766-1826), литератор и придворный историограф, почетный член Петербургской ака­демии наук (избран в 1818 г.), стоит у истоков консервативной традиции в русской политико-правовой мысли. Его политичес­кая концепция изложена в «Истории государства Российского» (12 томов «Истории» были изданы в 1816-1829 гг.) и ...

Сущность, методы аграрной реформы
После русско-японской войны и революционная анархия, стали рубежом в жизни Николая II. С 1905 г. он всё чаще проводит время с семьёй, не проводит былых роскошных приемов, ведет затворнический образ жизни. Политикой занимается реформированный Совет министров под председательством П. Столыпина (назначен 8 (21) июля 1906 г.), который, выст ...

Истоки и становление абсолютизма
В осматриваемое время феодальная государственно-политическая система испытывает существенные перемены. Государственная власть покупает всё наиболее и поболее централизованный и безусловный (независимый) нрав. В Западной Европе случается группировка этнографических земель Франции, Англии, Испании в масштабах единичных стран, что приводит ...

   
Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru