Деятели ТУАК.
Страница 2

История » Образование ТУАК и основные направления деятельности » Деятели ТУАК.

В "Известиях ТУАК" была опубликована его фундаментальная монография "Исследование некоторых недоуменных вопросов средневековья в Тавриде". Свое обширное собрание старинных карт, планов, гравюр, богатую библиотеку, на собирание которых он не жалел средств, А.Л.Бертье-Делагард передал в дар Таврической ученой архивной комиссии. Труды А.Л.Бертье-Делагарда высоко ценили современные ему ученые-историки. По словам большого знатока античности профессора М.И.Ростовцева, "Бертье соединяет с большим знанием материала и начитанностью в литературе тонкое техническое понимание памятников и всегда оригинальную их оценку". Свое восхищение " отчетливыми, тонкими по манере, оригинальными, но мысли работами Бертье-Делагарда" высказывал и академик С.Ф.Платонов.

Исмаил бей Мустафа оглу Гаспринский родился 8 марта 1851.г.[14] в дер. Аджикой в семье офицера русской службы, утвержденного в дворянском достоинстве. Первоначальное образование И. Гаспринский получил в начальной этно-конфессиональной школе. Позже, в 1861-1862 продолжил обучение в Симферопольской казенной мужской гимназии, в Воронежском военном учебном заведении, а затем во 2-й Московской военной гимназии. Не окончив учебы, вернулся в Крым, где стал, учителем начальной школы. В,1871 он уехал во Францию. С 1874 по 1875 проживал в Турции. Вернувшись в Крым, он был избран гласным (депутатом) Бахчисарайской городской Думы, а с 13 февраля 1879 по 5 марта 1884 гг. возглавлял органы местного самоуправления в должности городского головы.

С 1879 г. И. Гаспринский предпринимал неоднократные попытки создать' собственное издательство для единоверцев Российской империи. Известны его предложения организовать выпуск периодических изданий на крымскота­тарском языке «Файдалы эглендже», «Закон» (1881). После дол­гой борьбы, с 10 апреля 1883 г. И.Гаспринскому разрешили издавать и редак­тировать первую крымскотатарско-русскую газету «Переводчик — Терджи-Нан», которая долгое время была единственным тюркоязычным-периоднческим изданием в России, а с начала XX в. - старейшей мусульманской газетой в мире. Она просуществовала почти 35 лет и была закрыта 23 февраля 1918 г.[15]

Через газету его идей, а также информация о положении тюрко-мусульманских народов в Российской империи распространялись во многих стра­нах. Известно, что о деятельности И.Гаспринского часто писали ведущие из­дания Франции и Англии, которые, как известно, имели свои политические и экономические интересы на Востоке. Однако больше всего материалами изда­ния И.Гаспринского пользовалась печать исламских народов. На ее страницах проявился талант И.Гаспринского — редактора, публициста, писателя.[16]

С именем И. Гаспринского связано основание и развитие просветительского движения народов исламского Востока — джадидизм (новый, звуковой метод обучения грамоте), которое радикально изменило суть » структуру начального образования во многих мусульманских странах, придав ему более светский ха­рактер. И. Гаспринским были разработаны основы преобразования мусульман­ской этно-конфессиональной системы народного образования. Его «новые мето­ды обучения» с успехом применялись не только в Крыму, но и в Татарстане, Казахстане, Башкортостане, Туркменистане; Таджикистане] и Узбекистане, Киргизстане, Азербайджане, Турции, Северной Персии и Восточном Китае. Им была написана и издана серия учебных пособий для национальных новометодных школ. Многие из них добивались присвоения им имени И.Гаспринского. С 1905 г. И. Гаспринский и его единомышленники создали либеральную мусульманскую организацию «Иттифак эль муслимин» («Союз мусульман»), сто­явшую на позициях, сходных с программой «партии народной свободы» консти­туционных демократов (партия леволиберального направления). Он был членом ЦК, и непосредственно возглавил Крымское отделение, «Иттифак эль мусли­мин». Осенью 1905 г. он и возглавляемое им отделение организации перешли на позиции «Союза 17 октября» (партия праволиберального направления).

Страницы: 1 2 3

Социальная политика
На рубеже XIX - XX вв. в европейскую политику пришло осознание социальной ответственности государства за уровень жизни своих граждан. Сформировалось убеждение, что право на достойное существование - неотъемлемое право каждого, которое должно быть гарантировано правительственной властью. В противном случае, общество никогда не выйдет из ...

Духовная миссия. Знакомство с Китаем
Духовная миссия посылалась из России в Пекин для совершения богослужения для немногих православных христиан, живущих в Пекине. Поводом к такой миссии послужило то обстоятельство, что китайцы при уничтожении Альбазина в 1687 году взяли в плен сто русских подданных и поселили их в Пекине, отчего само местопребывание этих русских в китайск ...

Программа партии
II съезд принял Программу партии, в которой были сформулированы как конечные цели пролетариата (программа-максимум), так и его ближайшие задачи (программа-минимум). Конечная цель борьбы пролетариата, указывалось в Программе, - построение социализма. Этого можно достигнуть путем осуществления социалистической революции и установления дик ...

   
Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru