Война науке не помеха
Страница 2

История » Сталинградская битва - подвиг мирного населения » Война науке не помеха

После победы Красной Армии в Сталинградской битве в п. Красноармейске в марте 1943 г. была открыта единственная школа № 55. В школах № 22, 62 и 123 были организованы военные госпитали, а здания школ № 2 и 117 из-за разрушений были непригодны для обучения. Поэтому всех детей поселка в марте 1943 г. определили в школу № 55, где директором была Анастасия Никифоровна Побединская.

Для учащихся начальных классов не хватило помещений. Классы сделали сборными. В одной комнате занимались ученики с 1 по 4 классы. Численность детей доходила до 40 человек. Проводились лишь основные уроки: чистописание, арифметика, чтение - по три урока в день. Букварей и книг не хватало (один учебник на 4-5 человек). Отвечавший читал вслух, дети старались записать или запомнить. Из-за недостатка тетрадей учились писать на клочках бумаги. На большой перемене дежурные старшеклассники освобождали класс от парт, приносили кипяток, кусочек черного хлеба с сахаром и реже - похлебку из пшена.

В старших классах педагоги старались проводить все основные уроки. Трудности в работе педагогического коллектива были огромны: школа была переполнена, численность учащихся старших классов достигала 55 человек, кабинеты были не приспособленными к такому количеству детей. Катастрофически не хватало учебников и школьных пособий, учитель приходил в класс с 10-12 книгами, которые распределялись по партам. Ученики читали вслух, а отрывки из художественных произведений пересказывали. Чтобы выучить урок, дети шли на другой конец поселка. Не хватало тетрадей, чистой бумаги, чернил и карандашей. Доставали старые газеты и писали между строк на широких газетных полях. Линейки для черчения делали из куска оструганной доски, размечали по сантиметру, делая зарубки ножом. Дети проучились с марта по июнь 1943 г., в августе принимали активное участие в восстановлении школы. Здесь особенно отличился класс Фокиной Марии Александровны, награжденной значком "Отличник народного просвещения".

В сентябре 1943 г. школа № 55 продолжала оставаться единственной работающей школой в поселке. Ситуация с учебниками, тетрадями, книгами, школьными пособиями не изменилась. Но уже не было сборных классов, детей распределяли по возрасту. Дирекция школы организовала на ее базе кружки по шитью и вязанию. Классы в 1943-1944 гг. стали отапливаться: дрова пилили дежурные по классам старшеклассники. До 150 г черного хлеба была увеличена порция на человека в день.

Одной из проблем первостепенной важности стала низкая квалификация педагогического состава. Недостаток кадров приводил к тому, что на ставку учителя младших классов брали выпускников школ довоенных и военных лет, закончивших шестимесячные педагогические курсы. Решению этого вопроса помогали возвращавшиеся с фронта учителя. Один из них - Василий Гаврилович Евреинов, который за отличную работу награжден медалью "За трудовую доблесть", значком "Отличник народного просвещения", юбилейной медалью в честь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, медалями "20 лет Победы над фашизмом", "30 лет Победы над фашизмом", "50 лет Октябрьской революции", многими грамотами и благодарностями. С 1937 г. он работал преподавателем математики и физики в старших классах школы № 55. В 1941 г. В.Г. Евреинов ушел добровольцем на фронт, в 1943 г. из-за тяжелого ранения освобожден от воинской обязанности и вернулся в родную школу стал ее директором. Кроме него в школу № 55 с фронта возвращается Мыльцин Константин Михайлович - учитель математики.

Учителя думали не только об успеваемости детей. Они старались организовать досуг учащихся. По воспоминаниям учителя младших классов Макушиной Антонины Дмитриевны, во время большой перемены между уроками, для учащихся младших классов устраивали игры, экскурсии, ходили гулять в пришкольный сад. В старших классах на переменах сдвигали парты к стенкам и начинались танцы, патефон приносили из кабинета музыки. В школе устраивались литературные вечера, праздники на Новый год и 1 мая. Ученики школы помогали и фронту, и госпиталю, и вдовам с маленькими детьми. На базе школы были организованы курсы кройки, рукоделия и шитья, где шили и вязали одежду для солдат и отправляли посылки на фронт (кисеты, варежки, носки, шарфы). Ребята давали концерты в госпиталях, которые находились в зданиях школ № 22, № 62 и других госпиталях. Шел май 1945 года, учебный год подходил к концу. В школах подводились итоги прошедшего учебного года. 18 ребят - учащихся 10 класса получили аттестат зрелости.

Страницы: 1 2 

Предмет и основные понятия теории и истории кооперативного движения. Что такое кооперация?
Когда в наши дни говорят о деревне, то чаще всего возлагают все надежды на кооперацию. Само слово - "кооперация" стало одном из самых ходовых слов в нашем обиходе. Его произносят на собраниях, съездах, конференциях, в любом газетном листе можно это слово встретить десятки раз. В своей статье В. Ленин писал: "Кооперация д ...

Внешняя политика Норвегии в конце XIX – начале XX в.
Специфичность вопроса о внешней политике Норвегии в конце XIX – начале XX веков заключается в том, что до 1905 года Норвегия, согласно шведско-норвежской унии 1814 года, находилась в зависимости от Швеции, центральные органы управления были как раз шведскими. Следовательно, внешнеполитический курс Норвегии никак не зависел от решения но ...

Период административно-командной экономики
Более полувека наша страна жила в условиях господства административно-командной экономики. Наиболее характерными чертами, созданной в 30-е годы такой системы стали тотальные огосударствление экономики и общественной жизни, всеобщая бюрократизация, подавление демократии и массовые репрессии. Если В.И. Ленин рассматривал обобществление п ...

   
Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru