Междоусобная борьба в Афганистане. Завоевание левобережья АмударьиСтраница 2
В ноябре 1878 г. английская армия тремя колоннами вторглась в Афганистан. Мужественное сопротивление регулярных войск эмира Шер Али было сломлено превосходящими силами англичан. Они заняли Кандагар, Джелалабад и приближались к афганской столице.
Шер Али передал власть своему сыну Якуб-хану и отправился на север в Мазар-и-Шериф, где тяжело заболел. Тем не менее, он еще надеялся на русскую помощь, на обещания посетившего Афганистан в августе 1878 г. посольства генерала Столетова и хотел поехать в Петербург к царю. Но царский министр иностранных дел не дал согласия на эту поездку. В феврале 1879 г. Шер Али скончался.
Эмир Якуб-хан, сын и преемник Шер Али, недаром считался другом англичан и еще до вступления на престол пользовался их покровительством. Весной 1879 г.
он прекратил сопротивление и заключил в местечке Гайдамак
кабальный мир с уполномоченным английской колониальной администрации майором Каваньяри. Так окончился первый этап англо-афганской войны.
По условиям Гандамакского договора
Афганистан становился вассальным, зависимым от англичан государством. Внешняя политика страны попадала под полный контроль английской колониальной администрации. К английским владениям отходила часть афганской территории с тремя важнейшими горными проходами (Хайбар, Гомал и Волан), соединявшими Индию и Афганистан. Афганскому эмиру назначалась ежегодная субсидия в размере 600 тысяч рупий. Для контроля над деятельностью эмира и расходованием субсидии в Кабул назначался английский резидент со своей вооруженной охраной. Проведенная англичанами телеграфная линия связала афганскую столицу с Индией.
Первым английским резидентом был назначен автор Ган-дамакского договора Каваньяри. Он контролировал все дела государства, назначал и смещал чиновников по своему усмотрению, сажал под арест офицеров и солдат кабульского гарнизона. 3 сентября 1879 г. от Каваньяри в адрес вице-короля Индии поступила последняя телеграмма с лаконичным сообщением: «Все в порядке». Затем телеграфная связь с Кабулом оборвалась. Причиной тому было народное восстание, вспыхнувшее в Афганистане.
Солдаты и горожане осадили английское представительство, размещавшееся в крепости Бала-Хиссар, и перебили всех англичан. К столице отовсюду подходили ополчения племен и восставшее земледельческое население (в большинстве своем таджикское). Среди повстанческих вождей руководящее место занимали афганец Нур Мухаммед Джин и таджик Мир Вача.
Повстанцы требовали от эмира Якуб-хана объявления «священной войны» (джихада). Из крупных афганских городов в руках англичан оставался один Кандагар. Их командованию, которое после заключения Гандамакского мира отвело свои главные силы в Индию, пришлось готовить новое вторжение в Афганистан.
11 сентября 1879 г. к Кабулу подошла первая военная часть под командованием генерала Робертса. Еще до того, как он достиг столицы, в его лагерь явился эмир Якуб-хан и попросил английской защиты и покровительства. Эмир отдал приказ гарнизону Кабула сложить оружие, но солдаты отказались его выполнять. Англичанам Якуб-хан тоже не был нужен, они переправили его в Индию.
После упорных боев Робертсу удалось взять Кабул, после чего в городе началась резня. Робертс приказал не считать афганцев воюющей стороной и казнить всех пленных. Однако свирепый террор лишь вызвал еще более ожесточенное сопротивление. В декабре 1979 г. 60-тысячное войско повстанцев прорвалось в столицу и осадило англичан в расположенном в ее предместьях укрепленном лагере Шерпуре, а также в нескольких укрепленных городах, которые они удерживали. В Герате повстанческие действия возглавлял Аюб-хан, второй сын эмира Шер Али.
Влияние монголо-татарского вторжения на развитие Руси
В 11 в. Русь достигла своего расцвета и стояла на одной ступени с европейскими странами по экономическому развитию и государственному устройству. Но нашествие монголо-татар остановило её развитие, если не сказать отбросило на ступень ниже, в то время, как Европа продолжала идти вперёд. Хотя, говорит Карамзин, неизвестно, как бы обернула ...
Духовная культура
Расцвет духовной культуры XIV - XV вв. - время расцвета письменной литературы на кыпчакском языке. К сожалению, до нас дошли немногие литературные памятники того времени. Среди них преобладали религиозные труды и переводы с иранского и арабского, а также авторизированные варианты популярных восточных легенд.
Одна из первых, дошедших до ...
Городская реформация в городах севера Германии
Католическая церковь, которая сама являлась крупнейшим феодальным землевладельцем, служила в средние века идеологической опорой всего феодального строя. Для того чтобы привить простым людям сознание полного ничтожества своей личности и примирить их со своим положением, церковь пускала в ход учение об исконной «греховности» земного сущес ...