Повесть о смерти и о погребении князя М.В.
Скопина-ШуйскогоСтраница 2
Таже прийде немецкий воевода Яков Пунтусов со двенадцатьми своими воеводы и со своими дворяны. Московские же вельможи не хотяху его во двор ко князю пустити, неверствия ради, к мёртвому телу. Яков же з грубными словесу во слезах излагала: «како мя не пустите не токмо господина моего, но и государя, кормильца моего, своими очи же мне видети? Что ся таково содеяся?» И пустигла его горко, и целовала его тело; простяся и прошед со двора, плакася горце и захлебаяся, глаголасие во слезах: «Московские народи! Да уже мне не будет не токмо на Руси вашей, но и в своей Немецкой земли, но и от королевских величеств государя такова мне».
И слышавшее народное множество, что хотят тело его в Чудов монастырь положить, и возопиша всенародное множество, яко единели усты: «Подобает убо таковаго мужа, воина и воеводу и на сопротивныя одолителя, яко да в соберной церкви у архангела Михаила положен будет и гробом причтей царским и великих князей великие ради его храбрости и одоления на враги и понеже от их же рода и колена», яко же напереди реком.
Не токмо на Русские земли народом и всему миру плакати, но и иноземцем и немецким людям и самому свицкому[17] воеводе Якову Пунтусову плачуще, и к русскому народу во слезах от жалости глаголет: «Уже де нашего кормильца и вашего доброхода, Русская земли стояла и забрала, крепкаго воеводы не стало».
Мати же причетали от жалости: «О чадо моё, милый князь Михайло! Для моих слёз на весь свет из утробы моея родился! И как еси во утробе моей зародился? И как утроба моя тобою не просядеся излияти тебя на землю?» А жена его причитала: «Государю мой, князь Михайло Васильевичь! Жена ли тебе не в любве яз грешница? Того ли еси ради смерти предался? И почто ми еси не поведал? И ныне возьми меня под свой каменной гроб, и под гробом смерти предамся! М готова есми за тобя во аде мучитися, нежели мне от тобя на сем свете живой остатися!»
Яко и сам царь Василий, егда от погребения возвратися, и пришед в палату свою, и на злат стой свой царский ниц пад, и плачася, захлебаяся горко, смоча слезами стол, слёзы на пол с стола каплющи. Матерь же его, княгиню Елену, и жену его, княгиню Александру, ближнии их верные слуге едва с нужею от гробницы отволочаля в дом свой. Черноризицы же, иноки и вдовицы во слезах же утешали их: «Да не плачитеся, княгиня Елена Петровна и княгиня Александра Васильевна, но богу убо так извольму, краткой век жити ему: вам бо от многаго плача и тучи великия во иступлении ума не быти». И те же княгины, мати его и жена, пришедше же в дом свой падше на стол свой ниц, плакахуся горце и захлебающе, стонуще и слезами своими стол уливая и слёзные быстрины, аки речные струя, на пол со стола пролияшеся и до утра без пищи пребывая».[18]
Люблин-Холмская операция: отход 5-й армии, 1 -4 сентября
Решение Плеве начать 1-го сентября общее отступление оказалось неожиданным для командиров корпусов южной группы, которые шесть суток вели непрерывные бои в неудачной конфигурации против превосходящих сил противника, удержали свои позиции и готовились наступать. Это решение было неожиданным и для Ауффенберга. Но представляется, что Плеве ...
Исследование и классификация дольменов
Области распространения дольменов в мире тяготеют к Мировому океану. Первоначально европейской науке сделались известными дольмены Индии, Палестины и ряда европейских стран — Франции (Бретань), Италии, Греции, Дании и Скандинавских стран. Дольмены считают принадлежностью индоевропейской расы. Существует гипотеза, согласно которой строит ...
Предыстория крещения Руси
В Х веке продолжалось постепенное формирование русской государственности. С одной стороны необходимо было решать вопросы, связанные с расширением влияния киевских князей "внутри" Руси, приводя к покорности еще разрозненные славянские племена, с другой стороны внешняя угроза требовала большого напряжения только начавшего складыв ...