Повесть о смерти и о погребении князя М.В. Скопина-Шуйского
Страница 1

История » Трагедия князей Шуйских » Повесть о смерти и о погребении князя М.В. Скопина-Шуйского

« Егда той воин и воевода князь Михайло Васильевич Шуйской послушав царя, и приехал в царствующий град Москву из слободы Александровы, и напрасно[15] грех ради наших родися боярину князю Ивану Михайловичу Воротынскому сын княжевны Алексей. И не дошед дву месяц по четыредесять дней рождения, бысть князь Михайло крестный кум, кума же княгиня жена князя Дмитрия Ивановича Шуйского Марья, дочь Малюты Скуратова. По совету злых изменников своих и советников мысляше во уме своём злую мысль изменную уловити аки в лесе птицу подобну, аки русь изжарити, змия лютая злым взором, аки зверь лютый: дияводу потеха бесится, сатане невеста готовится. И как будет после честного стола пир на весело, и диавольским омрачением злодеянница та княгиня Марья, кума подкрестная подносила чару пития куму подкрестному и била челом, здоровала с крестником Алексеем Ивановичем. И в той чаре в питии уготовано лютое питие смертное. И князь Михайло Васильевич выпивает ту чару досуха, а не ведает, что злое питие лютое смертное. И не в долг час у князя Михайла во утробе возмутилося, и не допировал пиру нечестного и приехал к своей матушке княгине Елене Петровне. И как всходит в свои храмы княжецкие, и усмотрела его мати и возрила ему в ясные очи; и они у него ярко возмутилися, а в лице у него страшно кровию знаменуется, а власы у него на главе, стоя, колеблются. И восплакалася громко мати его родимая и во всех слёзах говорит ему слово жалостно: «Чадо моё сын, князь Михайло Васильевич, для чего ты рано и борзо с честного пиру отъехал? Любо тобе богоданый крестный сын принял крещение не в радости? Любо тобе в пиру место было не по отечеству? Или бо тебе кум и кума подарки дарили не почестные? А кто тебя на пиру честно упоил честным питием? И с того тебе пития век будет не проспатися. И сколько я тобе, чадо в Олександрову слободу приказывала: не езди во град Москву, что лихи в Москве звери лютые, а пышат ядом змеиным изменничьим».

И паде князь Михайло на ложи своём, у него утроба люто терзатися от того пития смертного. Он же на ложе в тосках мечущеся и биющеся и стонуще и кричаще люте зело, аки зверь под землёю, и желая отца духовного. Мати же да жена его княгиня Александра Васильевна и весь двор его слёз и горкаго вопля и кричания исполнися. И доиде в слух сия болезнь его страшная до войска его и подручия[16], до немецкого воеводы, до Якова Пунтусова (Яков Делагарди, сын Понтуса Делагарди – шведский полководец, воевавший вместе с М.В. Скопиным-Шуйским против поляков и Лжедмитрия II).

И многи дохтуры немецкие со многими лечебными пригодами не можаше никако болезни тоя возвратити. Из двора дохтуры немецкия от князя идяху и слёзы испущаху, аки о госудаге своём.

Юноша с девы и старцы со юнотами и мати со младенцы и всяк возраст человечь со слезами и с великим рыданием. От войска же его дружины хоробрыя ближние его подручники, воеводы и дворяне и дети боярские и сотники жалостно во слезах глаголасие и причитаху: «О господне не токмо, не токмо, но и государь наш, князь Михайло Васильевич! Отошёл еси от сего света, возлюбил еси небесному царю воинствовати, а нас еси кому ты оставил? И хто у нас грозно и предивно и хоробро полки урядит? И кому нас приказал служити и у ково нам жалованья просити и за кем нам радошно и весело на враги ехати ко брани? Не токмо, государь наш, подвигом своим врагов устрашал, но и мыслию помыслить на врагов, на литовских и польских людей, и оне от мысли твоея дале бегут, со страхом емлются. А ныне мы аки скоти без словеснии, овцы, не имуще пастыря крепкаго. У тебя, государя нашего, в полцех войска нашего и без казни страшно и грозно, а радошны и веселы. И как ты, государь наш, в полцех у нас поедешь, и мы, аки на небесное солнце, назретися не можем».

Страницы: 1 2

Переписка И. Грозного с А. Курбским
Еще одним примером влияния раннехристианской исторической традиции в процессе выработки политической парадигмы может служить переписка Ивана IV с князем А.М. Курбским – один из важнейших документов эпохи. Переписка царя Ивана с Андреем Курбским, которая наиболее ярко представила в литературе особенности своего времени. Началом знаменат ...

Эсеры в период Февральской и Октябрьской революций
С началом первой мировой войны социалисты-революционеры раскололись (аналогично РСДРП) на три течения: оборонческое, центристское и пораженческое (интернационалистское), в ряде случаев сотрудничавшее с большевиками. Эсеры после победы Зревральской революции добровольно уступили первенство меньшевикам. Для этого было несколько причин: - ...

Образование
Сегодня научная Казань это плеяда высших учебных заведений. Образовательная карта города состоит из 625 учреждений образования, в том числе дошкольных образовательных учреждений - 291, общеобразовательных школ - 186, специализированных школ и интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья - 10, негосударственных школ - 4, м ...

   
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru