Язычество германских племён
Страница 1

История » Язычество и христианство германских племён » Язычество германских племён

Мир германцев языческой эпохи – это реальный мир, мир человеческой практики и окружающей природы, мир в котором нет ничего потустороннего. На стадии родового строя религиозные представления древнегерманского человека были неотъемлемо связаны с природой.

Юлий Цезарь, столкнувшийся с германцами во время завоевания Галлии в 50-е годы I века до н.э., в «Записках о галльской войне» отмечает, что «в качестве богов они почитают лишь солнце, огонь и луну, то есть только те силы природы, которые они видят собственными глазами и в благоприятном влиянии которых имеют возможность воочию убедиться; об остальных богах они даже не слышали»[1]. Обряды богослужения у них не отличались сложностью и пышностью, «у них нет друидов (жрецов) и они не особенно усердствуют в жертвоприношениях»[2]. В вопросах особой важности большую роль играли, по всей видимости, гадания различного рода. Цезарь описывает следующий: «матери семейств на основании гаданий по жеребьёвым палочкам и прорицаний провозглашают, целесообразно ли вступать в битву или нет»[3].

По мере развития германского общества изменялось и его религиозное представление. Германцы верили, что в сражениях с врагами боги помогают им, и они брали с собой в битвы изображения богов как боевые знамена. Вместе с боевыми песнями у них существовал особый напев без слов, так называемый «бардит», который исполнялся в виде сильного непрерывного гула для устрашения врагов.

Не отделяя себя в своем сознании от природы, германцы не сооружали культовых зданий, потому что «…считают не соответствующим величию божественных существ заключать их в стены храмов, а также изображать их в каком-либо человеческом виде; они посвящают им рощи и дубравы и именами богов называют то сокровенное, что созерцают только с благоговением»[4]. В тех же рощах и дубравах они отправляли религиозные культы.

Древний германский человек свое земное существование своеобразно проецировал на область духовных представлений. В его сознании мир земной и мир божественный не были оторваны друг от друга, одно являлось отражением другого. Бытие, согласно данным «Старшей Эдды», – это примитивное человеческое общество, дикое племя, которое воюет с соседним племенем, применяя силу или хитрость, совершает походы, берет пленников или заложников, похищает у соседнего племени имущество, но, прежде всего, борется со злыми силами, со всем тем, что угрожает его жизни и жизненным ценностям. Злые силы в мифологических песнях – это великаны (ётуны, турсы) и великанши – «могучие девы из Ётунхейма»[5]. Причем великаны существовали задолго до возникновения мироздания: «великанов я помню, рожденных до века, и древо предела, еще не проросшее»[6].

Древо предела – ясень Иггдрасиль – это символический образ мироздания, Вселенной. На ярусах этого ясеня расположены владения богов и людей. В самой середине обитают люди и все, что их непосредственно окружает и доступно их восприятию. Главные боги – асы – обитают на самом верху, в самом же низу помещается мир духов тьмы и зла – ад. Вокруг мира людей были миры разных сил: на юге – мир огня, на севере – мир холода и туманов, на востоке – мир великанов, на западе – мир ванов. Возникшие из этого дерева богини судьбы – норны, занимались тем, что «судьбы судили, жизнь выбирали детям людей, жребий готовят»[7].

В древнегерманских верованиях существовало странное и внушительное представление об окончательной гибели богов, о разрушении всего существующего мира, который должен поглотиться громадным пожаром, описываемое в строках «Старшей Эдды»: «Солнце померкло, земля тонет в море, пламя бушует, жар нестерпимый до неба доходит»[8]; и вновь возродиться в измененном и уже неразрушимом виде.

Страницы: 1 2

Здравоохранение
Здравоохранение Казани – это 120 лечебно-профилактических учреждений, в которых работают более 15 тысяч человек. Широко развита сеть специализированных учреждений: онкологическая, фтизиатрическая, наркологическая, кардиологическая, эндокринологическая, педиатрическая и другие клиники, станция переливания крови, станция скорой медицинско ...

Конец правления Ивана Грозного
Между тем на фоне происходивших событий в личной жизни Ивана Грозного царили хаос и трагедия. Несмотря на искреннюю привязанность к Анастасии, через две недели после ее смерти он объявил, что женится снова – на этот раз в поисках политического альянса на сестре польского короля Сигизмунда II Августа. Сигизмунд отказал ему, и Иван Грозны ...

Одиннадцатый съезд РКП(б)
Оценивая на Одиннадцатом съезде РКП(6) (27 марта — 2 апр. 1922 г., Москва) ход осуществления нэпа, Ленин указывал, что нэп является ожесточённой борьбой между социализмом и капитализмом, в которой решается вопрос «кто — кого?». При этом он подчёркивал, что в стране имеется всё необходимое для превращения экономич. отсталой России в пер ...

   
Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru