Язычество германских племёнСтраница 1
Мир германцев языческой эпохи – это реальный мир, мир человеческой практики и окружающей природы, мир в котором нет ничего потустороннего. На стадии родового строя религиозные представления древнегерманского человека были неотъемлемо связаны с природой.
Юлий Цезарь, столкнувшийся с германцами во время завоевания Галлии в 50-е годы I века до н.э., в «Записках о галльской войне» отмечает, что «в качестве богов они почитают лишь солнце, огонь и луну, то есть только те силы природы, которые они видят собственными глазами и в благоприятном влиянии которых имеют возможность воочию убедиться; об остальных богах они даже не слышали»[1]. Обряды богослужения у них не отличались сложностью и пышностью, «у них нет друидов (жрецов) и они не особенно усердствуют в жертвоприношениях»[2]. В вопросах особой важности большую роль играли, по всей видимости, гадания различного рода. Цезарь описывает следующий: «матери семейств на основании гаданий по жеребьёвым палочкам и прорицаний провозглашают, целесообразно ли вступать в битву или нет»[3].
По мере развития германского общества изменялось и его религиозное представление. Германцы верили, что в сражениях с врагами боги помогают им, и они брали с собой в битвы изображения богов как боевые знамена. Вместе с боевыми песнями у них существовал особый напев без слов, так называемый «бардит», который исполнялся в виде сильного непрерывного гула для устрашения врагов.
Не отделяя себя в своем сознании от природы, германцы не сооружали культовых зданий, потому что «…считают не соответствующим величию божественных существ заключать их в стены храмов, а также изображать их в каком-либо человеческом виде; они посвящают им рощи и дубравы и именами богов называют то сокровенное, что созерцают только с благоговением»[4]. В тех же рощах и дубравах они отправляли религиозные культы.
Древний германский человек свое земное существование своеобразно проецировал на область духовных представлений. В его сознании мир земной и мир божественный не были оторваны друг от друга, одно являлось отражением другого. Бытие, согласно данным «Старшей Эдды», – это примитивное человеческое общество, дикое племя, которое воюет с соседним племенем, применяя силу или хитрость, совершает походы, берет пленников или заложников, похищает у соседнего племени имущество, но, прежде всего, борется со злыми силами, со всем тем, что угрожает его жизни и жизненным ценностям. Злые силы в мифологических песнях – это великаны (ётуны, турсы) и великанши – «могучие девы из Ётунхейма»[5]. Причем великаны существовали задолго до возникновения мироздания: «великанов я помню, рожденных до века, и древо предела, еще не проросшее»[6].
Древо предела – ясень Иггдрасиль – это символический образ мироздания, Вселенной. На ярусах этого ясеня расположены владения богов и людей. В самой середине обитают люди и все, что их непосредственно окружает и доступно их восприятию. Главные боги – асы – обитают на самом верху, в самом же низу помещается мир духов тьмы и зла – ад. Вокруг мира людей были миры разных сил: на юге – мир огня, на севере – мир холода и туманов, на востоке – мир великанов, на западе – мир ванов. Возникшие из этого дерева богини судьбы – норны, занимались тем, что «судьбы судили, жизнь выбирали детям людей, жребий готовят»[7].
В древнегерманских верованиях существовало странное и внушительное представление об окончательной гибели богов, о разрушении всего существующего мира, который должен поглотиться громадным пожаром, описываемое в строках «Старшей Эдды»: «Солнце померкло, земля тонет в море, пламя бушует, жар нестерпимый до неба доходит»[8]; и вновь возродиться в измененном и уже неразрушимом виде.
Внутр. и внеш. политика Елизаветы 1
Во время правления королевы Елизаветы Тюдор (1558—1603) интенсивно развивалась хозяйственная жизнь Англии. Тюдоры поощряли торговлю, предоставляя торговым компаниям различные льготы. Они поддерживали развитие отечественной промышленности, устанавливали пошлины на импорт изделий из других стран, запрещалиэкспорт сырья и продовольствия. Э ...
Внешняя политика Швеции
Из всех Скандинавских стран Швеция всегда являлась наиболее развитой, сильной во всех отношениях страной. Если вспомнить период средневековья, то «в то время Швеция практически всегда вела политику войн и агрессий»[14]. Будь то колонизация приморской части Финляндии, а затем завоевание обширной части этой страны, или могущество шведов в ...
Реставрация Бурбонов. «Сто дней».
Разгром наполеоновской армии под Ватерлоо.
Реставрация Бурбонов произошла супомощью войск европейских монархов.
Во Францию возвращались дворяне-эмигранты. Они были полны враждебности к революции и ее завоеваниям. По настоянию союзников (особенно Александра I) и французских политических деятелей, которые понимали невозможность возвраще ...
