Общественное развитие
России в первой половине XIX векаСтраница 1
Приход к власти сына Павла I - Александра I (1801-1825) означал возвращение к идеалам эпохи Екатерины II. Александр был воспитан бабушкой в духе либерализма. Его учителем был швейцарец Лагарп, республиканец и демократ по убеждениям.
К началу XIX в. была полностью сформулирована политическая программа европейского либерализма. Она включала в себя положения о свободе личности, деятельности, преобладании индивидуальных интересов над коллективными. Государственная власть должна была быть лишь гарантом соблюдения прав личности, закрепленных в законе.
Александр I вернулся к принципам просвещенного абсолютизма, ограничив попечительные элементы во внутренней политике, сделал ставку на укрепление законности и порядка, развитие народного образования. Он высказывался за конституционную монархию и ограничение крепостничества.
Уже в 1801 г. были восстановлены отмененные при Павле I жалованные грамоты дворянству и городам. Было запрещено применение пыток в судопроизводстве и телесных наказаний к дворянам и купцам, помилованы все подвергшиеся наказанию без суда, сняты всяческие запрещения на вывоз из России и ввоз в Россию различных товаров. Разрешено было вновь открыть частные типографии, восстановлено право свободного ввоза иностранных книг и свободного выезда за границу. Был намечен план либеральных преобразований. В его составлении большую роль сыграл "Негласный комитет" либералов - единомышленников Александра I. В него входили граф П.А. Строганов, бывший член парижского Якобинского клуба граф В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев и польский патриот князь А. Чарторыйский.
В результате деятельности комитета в 1802 г. устаревшая система петровских коллегий была заменена системой министерств.
Была проявлена политическая воля к ограничению крепостного права. В 1803 г. был объявлен "указ о вольных хлебопашцах".
По этому указу помещики могли по своему желанию освобождать крепостных крестьян с землей за выкуп. Освобожденные крестьяне составляли особое сословие "вольных хлебопашцев". Однако большого практического значения указ не имел. Всего было отпущено на свободу около 50 тыс. крепостных "душ".
Продолжались попытки создания конституционных проектов и проектов ликвидации крепостного права в России. В отличие от европейской буржуазии, чьи экономические и политические интересы полностью совпадали с либеральными ценностями и идеалами, либерализм Александра I и верхов дворянства был непоследовательным. Либеральные ценности
и экономические интересы дворянства совпадали лишь частично.
Реализуя либеральные идеалы, правительство Александра I учитывало реальный баланс сил в обществе, способность каждого из сословий добиваться осуществления своих интересов. Поэтому его деятельность сближалась с практикой европейского абсолютизма. Правда, основное внимание уделялось интересам и ценностям дворянства, в котором видели главного представителя общества, народа. В этом была особенность просветительской идеологии, не замечающей "непросвещенные" массы крестьянства.
В области культуры и просвещения Александр I стремился восстановить традицию влияния православной церкви на светское образование. Министерство духовных дел и народного просвещения во главе с А.Н. Голицыным, обер-прокурором Синода, за "вольномыслие" увольняло лучших университетских профессоров. Все, что казалось несогласным с содержанием Библии, изгонялось из образования.
Декабристы.
Неудачи политических реформ в России стали приобретать систематический характер. Если в XVI-XVIII вв. это объяснялось традиционным характером общества, невозможностью опереться в деле реформ на архаические идеалы крестьянства, то в XIX в. все большую роль в отказе от реформ начинает играть консервативная позиция власти,
Колониальные войны второй половины XIX века
Страны Европы, осуществив модернизацию, получили огромные преимущества по сравнению с остальным миром, который основывался на принципах традиционализма. Это преимущество сказалось и на военном потенциале. Поэтому вслед за эпохой Великих географических открытий, связанных в основном с разведывательными экспедициями, уже в ХII-ХIII веках ...
Ленинизм - марксизм эпохи империализма
Великим итогом революционного движения в России на рубеже XIX-XX вв. явилось утверждение империализма, ленинизма как нового этапа в развитии марксистской теории. Ленинизм - это марксизм эпохи империализма и пролетарских революций.
В новых исторических условиях В.И. Ленин развил и приумножил революционное учение своих великих учителей К ...
Эдвард Блайден
Эдвард Уилмот Блайден
родился в 1832 г. на острове Сент-Томас (
Вест-Индия) в семье портного. С детства он проявил большие способности к наукам. Получив отказ на получение
образования в США "из-за закоренелых предрассудков против негритянской расы", он в 18-летнем возрасте уезжает в Либерию. В Монровии Блайден закончил средн ...