Подъем национально-освободительной борьбы

История » Переселенческая политика царизма в Казахстане в начале 20 века » Подъем национально-освободительной борьбы

Казахский съезд, состоявшийся 25 июля 1905 г. на Кояндинской ярмарке близ г. Каркаралы, принял петицию к председателю Совета министров, основные требования которой состояли из следующих пунктов:

прекращение переселения крестьян из центральных губерний; орга­низация отдельного духовного управления для казахов; отмена цен­зуры; введение официального делопроизводства на казахском язы­ке; введение суда присяжных; участие казахских депутатов в работе совещания по разработке проекта о созыве Государственной Думы.

В то же время казахские депутаты участвовали в Общерос­сийских мусульманских съездах в 1905-1906 гг. Один из казах­ских депутатов, Шахмардан Кожагулулы стал членом Президиума партии «Иттифак-аль-Муслимии» (Союз мусульман).

С 1905г. появляются политические статьи казахских авторов как на страницах мусульманских изданий, так и в русской оппозиционной прессе.

В конце 1905

г. в г. Уральске

состоялся Первый обшеказахский

съезд

, поставивший задачу создания казахской национальной поли­тической партии. Казахская партия должна была стать филиалом кадетской партии, однако более радикальной и отражающей инте­ресы коренного населения края. Во главе национально-освобо­дительного движения встали лучшие представители казахской ин­теллигенции: Алихан Бокейхан (Букейханов), Миржакып Дулатулы (Дулатов), Бакытжан Каратай (Каратаев), Мухаметжан Тынышпаев, Мустафа Шокайулы (Чокаев), Ахмет Байтурсын (Байтурсунов) и др.

Царское правительство, обеспокоенное консолидацией казах­ской оппозиции, начало репрессии против ее руководителей. В январе 1906 г. был арестован А. Бокейхан, направлявшийся в Семи­палатинск для подготовки второго общеказахского съезда. Съезд тем не менее состоялся в феврале того года, на нем присутствовало 150 делегатов. На съезде была одобрена программа российских кадетов, в которой содержались и требования признания всех земель Казахстана собственностью казахского народа, принятия закона об открытии школ, медресе и университета, прекращения переселения крестьян.

Однако эти требования не получили поддержки в руководстве партии кадетов, хотя А. Бокейхан входил в состав центрального комитета этой партии. Репрессии и аресты не позволили казахским патриотам образовать свою политическую партию, но политическая борьба продолжалась по двум направлениям. Казахские депутаты стали активно использовать трибуну Государственной Думы, появилась казахская политическая пресса.

В состав 1 и 2 Думы были избраны и депутаты от казахских областей, в том числе освобожденный из Павлодарской тюрьмы А. Бокейхан, Ш. Кожагулулы, Б. Каратай. Они выступили за новую аграрную реформу, пересмотр переселенческой политики. На засе­дании 2 Думы 16 мая 1907 г. Б. Каратай сделал доклад о влиянии переселения на хозяйство казахов. Когда председательствующий прервал депутата, Каратай сделал знаменитое заявление о том, что казахи поддерживают любое российское оппозиционное движение, выступающее за конфискацию «частновладельческих земель для удовлетворения крестьянского земельного голода». Однако предло­жения казахских депутатов остались без ответа. Более того, по новому избирательному закону от 3 июня 1907 г. народы Средней Азии и Сибири вообще были лишены депутатских мест в Думе. После этого начались новые репрессии против лидеров освободи­тельного движения казахов. В 1908 г. вторично был арестован А.Бокейхан, а в июле 1909 г. - А. Байтурсын. В 1910 г. он был освобожден, но выслан из пределов казахских областей.

Эпоха имама Шамиля
Мальчик, названный по деду — Али, ребёнком был слаб, худ, часто хворал. По местному обычаю, чтобы духи не могли найти малыша, родители дали ему новое имя — Шамиль. Мальчик постепенно поправился и вырос здоровым и крепким юношей, летом и зимой он ходил босой, с открытой грудью. Но в детстве он избегал общества сверстников — так ему легч ...

Выбор царя
Ход развития событий на Дальнем Востоке не раз ставил царя перед выбором, заставляя принять то или иное решение. Первый выбор предстояло сделать после заключения Японией Симоносекского мира. Он оказался не вполне определенным, но ясным по направлению. На записке Лобанова царь пометил: “России, безусловно, необходим свободный в течение к ...

Русская общественно-политическая мысль в XVI века
Период развития русской общественной мысли XVI в. и становления национальной государственной идеологии давно привлекает внимание исследователей. Сюжеты о борьбе нестяжателей и иосифлян, о развитии ересей, о формировании учения «Москва – третий Рим», то есть о тех процессах, которые составляли основу эволюции русской общественной мысли X ...

   
Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru