Подготовка и принятие Табели о рангах
«Табель о рангах» обычно рассматривается исследователями в контексте петровских преобразований, и это вполне справедливо, поскольку, задумав реформировать неповоротливую страну «на западный манер», Петр I взял за основу в первую очередь структуру заграничных армий. Так возникла «Табель о рангах», которая и определяла положение государственных служащих в России с 1722 по 1917 год. Она не раз реформировалась, что однако просуществовала вплоть до развала Российской империи.
24 января 1722 года Петр I утвердил Закон о порядке государственной службы в Российской империи (чины по старшинству и последовательность чинопроизводства). Подготовка этого закона - "Табели о рангах" была начата еще в 1719 году и была естественным продолжением реформаторской деятельности Петра I, в результате которой возросло количество должностей в армии и государственном аппарате.
В основу "Табели о рангах" были положены аналогичные акты, уже существовавшие в западноевропейских странах, особенно в Дании и Пруссии. Царь Петр лично принимал непосредственное участие в редактировании этого закона, в основу которого легли «расписание чинов» королевств французского, прусского, шведского и датского. При разработке закона были также приняты во внимание чины, уже существовавшие в России.
Вот эта военизированная модель уравнивания различных должностей между собой и была применена ко всем видам государственной службы. У каждого вида были свои особенности, свои наименования рангов, свои правила получения следующего чина, свои знаки различия. Названия чинов скоро стали условными, смысл понятия "асессор" или "тайный советник" уже никого не интересовал.
"Табель о рангах" помимо самой таблицы имела еще восемнадцать пунктов поясняющего текста и устанавливающих штрафы за ее нарушение.
Петровская "Табель", определяя место в иерархии государственной службы, в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий. "Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать" - гласила одна из описательных статей закона.
Первоначально закон состоял из собственно Табели (Таблицы) чинов и поясняющих статей, а также установленных довольно высоких штрафов за их нарушение. Так, за требование почестей и мест выше чина полагался штраф, равный 2-месячному жалованью нарушителя. Из них две трети как премия причитались доносителю, а оставшаяся часть шла на содержание госпиталей. Такое же материальное наказание полагалось и за уступку своего места лицу, низшему по чину.
Аравия в XVIII — начале XIX
в. Ваххабитское движение
Аравийский полуостров был наиболее отсталым регионом арабского мира. Феодальные отношения сосуществовали здесь с весьма сильными пережитками первобытнообщинного строя и довольно широко распространенным рабством. Кочевники-бедуины и оседлое население оазисов распадались на множество зачастую враждовавших между собой племен. Хозяйственные ...
Разрыв советско-германских отношений и аннулирование Брестского договора
Осенью 1918г. в правящих кругах Германии, двигавшейся к военной и политической катастрофе, началась паника. Германская армия на западе терпела поражение, что способствовало углублению политического кризиса в стране. Кайзеровское правительство судорожно искало выход из создавшегося положения. С каждым днем оно все больше склонялось к нео ...
Приоритетные направления внешней политики Дании в конце XIX
– начале XX в.
После второй датско-прусской войны наступает долгое затишье: Дания больше не участвует во внешнеполитических и территориальных спорах европейских держав. Во многом это определялось сложной политической обстановкой внутри страны: в Дании шла острая борьба за места в парламенте и проведение своей политической линии между богатой прослойко ...