Экономическое и социальное положение Советской кооперации перед распадом СССР
Страница 2

История » Кооперативное движение в России » Экономическое и социальное положение Советской кооперации перед распадом СССР

Экономическая роль потребительской кооперации при НЭПе повысилась. Ее деятельность способствовало успешному проведению денежной реформы, снижению розничных цен, организации потребителя, регулированию внутреннего рынка в целом. Потребительская кооперация успешно конкурировала с частным торговым капиталом.

В 1923 году частному сектору принадлежало ¾ розничного товарооборота страны, а в 1927 году - менее 1/3. Вытесняла частных торговцев на рынке, прежде всего кооперативная торговля. Кооперация активно занималась заготовками масла, яиц, шерсти, льна и другой продукции. В городах и промышленных центрах кооперативы продолжали работу по налаживанию промышленного хлебопечения и общественного питания. Кроме того, под давлением профсоюзов они отпускали рабочим-пайщикам товары в кредит под заработную плату, отвлекая значительные средства от участия в обороте.

В Центросоюзе в 1925 году был создан специальный орган - Бюро союзов потребительских обществ республик и областей национальных меньшинств (нац. бюро и север. бюро).

В период НЭПа, снабжая крестьянство промышленными товарами, рабочих продуктами питания и обеспечивая промышленным сырьем, потребительская кооперация способствовала развитию экономических связей между городом и деревней, а также между различными районами. Она становилась инструментом, при помощи которого государство регулирующе воздействовало на рыночные отношения, и на многоукладное сельское хозяйство, и на промышленность.

Потребительская кооперация проводила воспитательную и просветительскую работу среди населения. Это кооперативные библиотеки, издания книг, брошюр, лекционные беседы и т.п. Кооперативные организации открыли и содержали сотни пунктов ликвидации неграмотности пайщиков.

С конца 20-х годов в условиях отказа властей от принципа НЭПа многоукладная рыночная экономика все больше превращалась в многоукладное хозяйство, управляемое командно-административными методами. Произошел возврат к практике заготовки хлеба, крестьян стали принуждать к продаже (сдаче) государству по нерыночным ценам, заведано низким. У крестьян, отказавшихся продать хлеб, он конфисковывался. В 1929 году последний раз состоялась нижегородская ярмарка. Усилился налоговый пресс на частную торговлю, административный нажим на кооперацию. Началась сплошная и ускоренная коллективизация крестьянских хозяйств, проводившаяся с нарушениями принципа добровольности.

В июле 1928 года состоялось 41-ое собрание уполномоченных Всероссийского центрального Союза кооперативных обществ, вошедшее в историю кооперативного движения как 1 Всесоюзный съезд потребительской кооперации. Съезд постановил разделить Центросоюз на два - Центросоюз РСФСР и Центросоюз СССР.

Аппарат Центросоюза и низовых Союзов подверглись чисткам от "чуждых" и "враждебных" элементов. В документах кооперативных органов все чаще начинают упоминаться " враги народа". Потребительская кооперация потеряла в центре и на местах опытных руководителей и специалистов, предельно снизилась внутрикооперативная демократия.

В связи с острой нехваткой важнейших продуктов питания и промышленных товаров с конца 1928 года была введена карточная система снабжения населения, существовавшая в течение 6 лет. Практиковалась также коммерческая торговля без карточек, но по более высоким ценам.

В конце 1932 года решением директивных органов были созданы отделы рабочего снабжения (ОРСы), что стало первым шагом к ликвидации потребительской кооперации в городах. Потребительская кооперация лишилась тысяч добротных магазинов, столовых, многих хлебозаводов, а также квалифицированных работников. По сути произошла национализация потребительской кооперации, которая проводилась под видом ликвидации ее монопольного положения в розничной торговли. Отныне в стране развивается советская торговля в трех ее социальных формах: государственной, кооперативной и колхозной. Произошла деформация цели потребительского общества, которое теперь должно действовать на основе "генеральной линии партии". В уставах потребительских обществ особо подчеркивалось, что распределение прибыли потребительского общества между его членами ни по паям, ни по забору товаров или другим признакам не допускается. Пайщики в своих обществах не имели никакого преимущества перед остальными населением.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

   
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru