Экономика России накануне и в условиях Первой мировой войны
Страница 1

История » Экономика России во второй половине XIX » Экономика России накануне и в условиях Первой мировой войны

С начала XX в. оформляются новые экономические тенденции, выразившиеся в монополизации хозяйственной жизни. В России перед Первой мировой войной насчитывалось до 150—200 монополистических объединений, 52% всех банковских капиталов сосредоточивалось в семи крупнейших банках страны, 54% всего промышленного пролетариата было занято на крупных предприятиях с количеством рабочих более 500 человек, а таких предприятий было всего 5% от общего количества существовавших в стране. Формировавшаяся монополистическая буржуазия стремилась использовать силу государства для наиболее полной реализации своих экономических интересов. В этот период началось активное сближение государства и монополий, что привело накануне мировой войны к появлению государственного монополизма, или государственно-монополистического капитализма. Вступление в Первую мировую войну предопределило направленность его дальнейшего развития и коренные изменения в хозяйственном механизме в целом.

Если к 1914 г. государственное регулирование приобрело определенность в отраслях, где влияние государства было традиционно велико (сахарное производство, железнодорожное строительство, транспортное машиностроение, военное судостроение), то в условиях натурализации хозяйства (сокращения сферы товарно-денежных отношений) неизбежным стало углубление государственного регулирования и расширение участия в нем монополистического капитала. Таким образом, государственное хозяйствование при сближении его с крупным бизнесом превратилось в прогрессирующую тенденцию дальнейшего экономического развития российского общества.

Первая мировая война для России имела далеко идущие экономические и социально-политические последствия. Война потребовала концентрации всех сил страны для победы. Военные расходы были чрезвычайно велики. Каждый день войны в 1914г. обходился в среднем в 10 млн. руб., в 1915 г. — примерно в 24 млн., в 1916 г. — приблизительно в 40 млн., а в 1917 г. -в 50—65 млн. руб.

К 1917 г. на нужды фронта работало (производило вооружение) 2018 тыс. человек из 2443 тыс. рабочих промышленности, или 86%. Большинство гражданских предприятий стало производить военную продукцию и обслуживать нужды армии. Уже к концу 1914г. на военную службу было призвано 6,5 млн. человек, а через два года число мобилизованных достигло 16 млн. человек. В ходе боев погибло и умерло от ран около 1Л5 млн. солдат, около 2 млн. было ранено и почти 1 млн. оказался в плену.

Вступление России в военные действия означало смену экономических приоритетов, что нашло выражение в изменении соотношения темпов развития отраслей и секторов хозяйства. Общий рост производства промышленной продукции обеспечивался за счет отраслей, работавших на оборону (1913 г. = 100%): 1914г. - 106, 1915 г. - 191, 1916 г. - 267,8 и 1917 г. - 168,8%. В прочих отраслях производство сокращалось (1913 г. = 100%): 1915г. - 94; 1916 г.- 84, 1917 г. - 53,8%.

Главными проблемами, определившими характер экономической политики, стали транспорт, топливо, продовольствие, трудовые ресурсы, финансы.

По железным дорогам перевозилась большая часть грузов. С началом войны железнодорожное строительство, не прекращавшееся со второй половины XIX в., еще более расширилось. В 1916 г. было сдано в эксплуатацию 4193 км железнодорожных путей, а всего за годы войны — около 10 тыс. км.

Большие работы проводились по завершению строительства Сибирской магистрали на европейской части страны. Было сооружено несколько железных дорог на Урале, в Средней Азии; вошли в строй линии Петербург — Мурманск, Вологда — Архангельск.

Тем не менее, транспорт представлял собой узкое место в экономике страны. Осложняло работу железных дорог несколько обстоятельств.

Во-первых, западная часть страны с ее более густой железнодорожной сетью была оккупирована, изменились направленность и объемы грузопотоков. Дороги, загруженные военными перевозками, не справлялись с подвозом из Сибири и других окраинных районов продовольствия и сырья.

Во-вторых, в условиях войны резко обострилась проблема технического обеспечения подвижным составом. Из бывших в 1914 г. 20 057 российских локомотивов в 1915 г., несмотря на ввод 800 новых, в рабочем состоянии находилось только 16 500. Железной дороге не хватало, по меньшей мере, 2 тыс. паровозов и 80 тыс. вагонов. Россия почти полностью зависела от английских поставок паровозных двигателей, которые прекратились с началом войны. Ремонт же осложнялся нехваткой квалифицированных кадров, мобилизованных в действующую армию. Положение усугублялось недостатком топлива, взяточничеством на транспорте и бесхозяйственностью администрации железных дорог.

Работа транспорта оказалась неразрывно связана с топливной проблемой.

Страницы: 1 2 3 4 5

Эвакуация института
В июле 1941 г. в Связи с приближением фронта к Днепропетровску началась подготовка института к эвакуации. В середине августа создалась реальная угроза захвата города немецко-фашистскими войсками. Согласно приказу На­родного Комиссариата угольной промышленности (НКУП), которому подчинялся институт, предстояло эвакуировать на восток колле ...

Пятнадцатый съезд РКП(б)
Пятнадцатый съезд ВКП(6) (2-19 дек. 1927 г., Москва) определил дальнейшие пути социалистич. Строительства в стране, принял директивы по составлению первого пятилетнего плана развития нар. х-ва СССР. Исходя из коопepaтuвного плана В. И. Ленина, съезд выработал курс на развёртывание коллективизации сельского хозяйства СССР. Съезд отметил ...

Реставрация Бурбонов. «Сто дней».
Разгром наполеоновской армии под Ватерлоо. Реставрация Бурбонов произошла супомощью войск европейских монархов. Во Францию возвращались дворяне-эмигранты. Они были полны враждебности к революции и ее завоеваниям. По настоянию союзников (особенно Александра I) и французских политических деятелей, которые понимали невозможность возвраще ...

   
Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru