Проникновение европейских держав и США в другие страны Магриба
Страница 2

История » Арабские страны Азии в XVIII - начале XIX в. » Проникновение европейских держав и США в другие страны Магриба

Борьбу арабов и берберов Ливии против турецких феодалов зачастую возглавляли мусульманские религиозные братства. Наибольшим влиянием пользовалось братство сенуситов, созданное в 40-х годах Мухаммедом ибн Али ас-Сенуси. Его религиозное учение было близко к ваххабизму. Сенуситы отрицали светскую и религиозную власть турецкого султана. Стремясь приостановить проникновение колонизаторов в Северную Африку, они призвали к джихаду — «священной войне» против «неверных». Братство создало своеобразные военные поселения своих приверженцев. Сенусизм получил довольно значительное распространение также в Судане и Хиджазе. Но его основной базой была Ливия. Во второй половине XIX в. братство сенуситов превратилось во влиятельную религиозно-политическую организацию, возглавившую национально-освободительную борьбу берберских и арабских масс Ливии.

К началу нового времени Эфиопия, большую часть населения которой составляли народы амхара и галла, была самым развитым и устойчивым государственным образованием Тропической и Южной Африки. Это было феодальное государство, состоявшее из нескольких княжеств, по сути дела независимых от власти нгуса нэгэст (царя царей), или негуса. Считалось, что основоположником императорской династии был Менелик I — сын царя Соломона и царицы Савской. Иногда сравнивают государственный строй Эфиопии второй половины XVIII — первой половины XIX в. с сегунатом в Японии, ибо в Эфиопии реальная власть принадлежала тому феодалу, который в ходе междоусобной борьбы возводил на императорский престол угодного ему представителя «Соломоновой династии», чаще всего несовершеннолетнего юношу или глубокого старика. Но в отличие от Японии здесь власть фактического правителя не передавалась по наследству.

Большинство земель принадлежало императорской фамилии, феодалам и церкви. Крестьяне должны были отбывать барщину и отдавать значительную часть урожая или поголовья скота. При этом крестьянское землепользование носило общинный характер. В Эфиопии сохранялось и рабство. Основная масса населения исповедовала христианство близкого к православию толка.

В первой половине XIX в. усиливалось недовольство крестьянства и части феодалов непрекращавшимися междоусобицами.

Известную тревогу у наиболее дальновидных феодалов вызывало начавшееся проникновение европейцев.

В этой обстановке в середине XIX в. развернулась борьба за объединение, которую возглавил Касса — потерявший свои владения феодал средней руки из Западной Эфиопии. В горах он сформировал из бежавших от господ крестьян и мелких феодалов вооруженный отряд. Борьба Кассы с крупными феодалами нашла отклик у крестьян, нарождавшегося купечества, мелких и средних феодалов. Вскоре он объединил под своей5 властью всю страну и был провозглашен императором под именем Федора II (1855—1868). Этим была нарушена традиция назначать номинальных императоров из «Соломоновой династии».

Федор II начал осуществлять серию реформ, которые должны были превратить Эфиопию в централизованное государство. Ему удалось на некоторое время обуздать феодальную анархию и сепаратизм. Он пытался несколько ограничить привилегии князей церкви. Солдаты стали получать жалованье, а не находиться на содержании у населения, как это было раньше. Был централизован сбор налогов. Прокладывались новые дороги и восстанавливались заброшенные караванные пути. Император предполагал открыть механические мастерские, надеясь выписать квалифицированных мастеров из Европы. Была запрещена работорговля.

Страницы: 1 2 3 4 5

   
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru