Понятие исторического факта
Страница 9

История » Понятие исторического факта

Таковы основные черты фактов исторической действительности и те методологические проблемы, которые возникают в связи с их рассмотрением. Большой круг важных методологических проблем связан и с фактами исторических источников («сообщениями источников»). Это, прежде всего вопросы об адекватности отражения творцами источников объективной исторической реальности и о возможностях и путях проверки этой объективности, об информационных потенциях источников и о наличии в них непосредственно выраженной и скрытой информации, о повышении информативной отдачи источников как средства преодоления селективности отражения в источниках исторической реальности и т. д. В общем плане эти вопросы были рассмотрены в предыдущем разделе, а конкретное их решение применительно к отдельным комплексам и видам источников является предметом специальных источниковедческих изысканий, которые в данном случае не представляется возможным характеризовать. Следует лишь подчеркнуть, что на стадии оперирования с фактами исторических источников важное значение имеет герменевтика, т. е. правильное истолкование, объяснение истинного смысла этих фактов, ибо отражение в источнике фактов исторической действительности не только субъективно, но может быть и иллюзорным. В общем преодоление субъективности и иллюзорности сообщений источников, выявление степени адекватности отражения ими фактов исторической действительности и раскрытие информативных возможностей источников открывают путь к использованию содержащихся в них фактов как основы для научного познания исторической реальности. Переходя к рассмотрению проблем, связанных с научно-историческими фактами, прежде всего надо подчеркнуть, что это факты, которые формируются самим историком. Они представляют собой отражение его сознанием фактов исторической действительности на основе фактов исторических источников. Поэтому здесь, с одной стороны, возникает проблема ответственности историка за объективность процесса формирования фактов. С другой стороны, субъективность процесса формирования научно-исторических фактов требует разработки конкретных принципов и методов, обеспечивающих адекватность отражения научно-историческими фактами фактов исторической действительности. Ряд из этих принципов уже был отмечен при характеристике фактов исторической действительности и методологических проблем исторического источника. Обратим внимание еще на некоторые из них, непосредственно связанные с выявлением и отбором фактов, необходимых для решения поставленной исследовательской задачи. Любое историческое исследование направлено на раскрытие основной сути, общих закономерностей и конкретно-исторических особенностей функционирования и развития изучаемой реальности.

[1] Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории. Вып. II. Спб, 1913, с. 321. 186

[2] Уваров А, И. Гносеологический анализ теории в исторической науке, с. 21—22. 92

[3] В новейших работах наиболее обстоятельно проблемы исторического факта освещаются М. А. Баргом (Категории и методы исторической науки. Гл. IV). См. также: Ракитов А. И. Статистическая интерпретация факта и роль статистических методов в построении исторического знания//Проблемы логики научного знания. М., 1964; Дорошенко И. М. Проблема факта в историческом познании. Л., 1968; Гуревин Л. Что такое исторический факт? //Источниковедение: теоретические и методологические проблемы. М. 1969; Иванов Г. М. К вопросу о понятии «факт» в исторической науке// Вопр. истории. 1969. № 2; Уваров А. И. Исторический факт как элемент теории//Учен. зап. Казан, пед. ин-та. 1979. Т. 91; Салов В. И. Исторический факт и современная буржуазная историография//Новая и новейшая история. 1973. № 6; Петров Ю, В. Проблема факта в современной буржуазной философии истории//Филос. науки. 1976. № 3; Вайнштейн О."Л, Очерки развития буржуазной философии и методологии истории в XIX— XX вв. Л., 1979. Гл. X; Лисовина А. Я. Категория «исторический факт» в марксистской и буржуазной методологии истории. Кишинев, 1981; Шаповалов В. Ф. Факт и понимание в историческом исследовании \\ Творчество и социальное познание. М, 1982; Ракитов А. И. Историческое познание М., 1982. Гл. 6.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 

Образование
В начале царствования Петра Великого школы в России были предназначены для обучения лиц духовного звания. За недостатком светских школ Петр I посылал дворян учиться за границу. Он же предпринял усилия для организации в России школ западного образца. Одной из первых была навигацкая школа в Москве, созданная в 1701 г. для подготовки кадро ...

Вывод
В Европе русская дипломатия вела взвешенную и расчетливую политику, поддерживая равновесие си и добиваясь сохранения мира. Напротив, на Дальнем Востоке политика российского правительства была не столь продуманной. Начавшаяся уже в ⅩⅩ веке русско-японская война, захватническая с обеих сторон, вызревавшая из противоречий держа ...

Развитие материальной культуры
Развитие материальной культуры нашло свое выражение в изготовлении орудий труда. В VI – VIII веках основные виды орудий труда преимущественно изготавливались из железа. Развитие древней металлургии явилось важным стимулом для роста кузнечного дела. В рассматриваемый период, т.е. VI – XII вв., в городах кузнечное дело достигло высокого у ...

   
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru