Опричнина - центральное событие в правлении Ивана IV
Страница 3

История » Иван Грозный. Миф и реальность » Опричнина - центральное событие в правлении Ивана IV

Летом 1570 года на Красной площади в Москве умертвили более 10 человек. Причем и сам царь, и старший сын его, царевич Иван, взялись за топоры и рубили головы. Так, в опричной столице жизнь была поставлена с ног на голову. Царь и его слуги объединились в некое подобие монашеского ордена. Иван играл роль игумена (настоятеля). Он звал опричников «братьями», и они неизменно называли его «братом». Часы они проводили в молитве. Порой царь звонил в колокола вместе с сыновьями, особенно с Федором (этого недалекого умом и болезненного царевича отец даже прозвал «звонарем»). Потом спешили в пыточные камеры и предавались пьяным оргиям и другим грубым забавам. Найти управу на опричников было не возможно. Царь наставлял земских бояр, разбиравших споры жителей земщины с опричниками: «Судите праведны, наши виноваты бы не были».[21]

В опричнину многие вотчины и поместья поменяли своих хозяев. Однако значительных переселений бояр и служилых людей из опричнины в земщину и наоборот, как показывают современные исследования, не было. Пострадали в основном родственники опальных. Все, что было совершенно в опричнину, имело лишь одну цель – укрепить личную власть Ивана Грозного, и, надо отдать ему должное, в этом царь преуспел. Но государство было ввергнуто в разорение, население сократилось, государственный аппарат, разделенный дезорганизован, закон был вытеснен произволом, войско ослабло, а его опричная часть больше напоминала банду лихих разбойников.

События 1571-1572 гг. показали несостоятельность опричнины. Опричнину отменили. Страна, по приказу Ивана Грозного, вновь была объединена, а слова «опричнина» и «опричник» запретили упоминать под страхом смертной казни. Исчезли черные одеяния, собачьи головы, метлы, а в 1573-1575 гг. были казнены многие активные деятели опричнины.

Опричнина наиболее ярко отражает сущность личности царя. Так Н.М. Карамзин говорит: - «Таков был царь! Ему ли, должны мы наиболее удивляться? Если он не всех превзошел в мучительстве, то его поданные превзошли всех в терпении, ибо считали власть государеву властию божественною и всякое сопротивление беззаконием; приписывали тиранство Иоанна гневу небесному и каялись в грехах своих; с верою, с надеждою ждали умилостивления, но не боялись и смерти, утешаясь мыслию, что есть другое бытие для счастия добродетели, и что земное служит ей только искушением; гибли, но спасли для нас могущество России: ибо сила народного повиновения есть сила государственная».[22]

Страницы: 1 2 3 

Шестой съезд РСДРП(б)
Шестой съезд РСДРП(6) , проходивший полулегально [26 июля (8 авг.) - 3(16) авг. 1917 г., Петроград], руководствуясь указаниями Ленина, находившегося в подполье, выработал новую тактику партии, взял курс на вооружённое восстание для завоевания власти. В конце августа революционные рабочие, солдаты и матросы Петрограда под руководством б ...

Государственное устройство.
Рационалистические идеи достижения «общего блага», «государственного интереса» руководили действиями Пeтpа. Если до Полтавской битвы наблюдаются отдельные попытки преодолеть недостатки старой приказной системы управления страной, то в дальнейшем происходит полная реформа органов центральной и местной власти. В 1721 г. Петра провозгласи ...

Учредительное собрание
Чтобы выйти из финансового кризиса, Временное правительство ввело декрет о 45-процентном налоге. Им облагались все собственники, в том числе и крестьяне. С каждого франка 45 сантимов забирало государство. Крупные землевладельцы настраивали крестьян против революционного Парижа. «Ваши деньги идут на содержание бездельников, которые не хо ...

   
Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru