Опричнина - центральное
событие в правлении Ивана IVСтраница 2
Одним словом, Иоанн достиг высшей степени безумного тиранства «мог еще губить» но уже не мог изумлять россиян новыми изобретениями лютости. Вот некоторые из злодеяний того времени, описанные историками - «Не было ни для кого безопасности, но всего менее для людей известных заслугами и богатством: ибо тиран, ненавидя добродетель, любил корысть. Гнев тирана, падая на целые семейства, губил не только детей с отцами, супруг с супругами, но и всех родственников мнимого преступника. Но смерть казалась уже легкою: жертвы часто требовали ее как милости. Невозможно без трепета читать о всех адских вымыслах тиранства, о всех способах терзать человечество. Для мук были сделаны особенные печи, железные клещи, острые ногти, длинные иглы; разрезывали людей по составам, перетирали тонкими веревками надвое, сдирали кожу, выкраивали ремни из спины .»[18]
И когда, в ужасах душегубства, Россия цепенела, во дворце раздавался шум ликующих: Иоанн тешился со своими палачами и людьми веселыми, или скоморохами, коих: присылали к нему из Новгорода и других областей.
На Земском соборе 1566 года часть депутатов-дворян просили отменить опричнину. В ответ царь казнил до двухсот челобитчиков. Та же участь постигла нового митрополита Филиппа. Человек незаурядный, с сильным и властным характером, прекрасный организатор, Филипп бесстрашно выступил с обличениями царя и «кромешников» в Успенском соборе: «До каких пор будешь ты проливать без вины кровь верных тебе людей и христиан? Подумай о том, что хотя Бог поднял тебя в мире, но все же ты смертный человек, и он взыщет с тебя за невинную кровь, пролитую твоими руками».
Уговоры царя (чтобы владыка «в опричные дела не вмешивался») не помогали, и однажды во время литургии в том же соборе ворвавшиеся туда сорвали с митрополита святительские одежды и свели с престола. Послушный царю Освященный собор (собрание высших иерархов церкви) в ноябре 1568 года лишил Филиппа сана митрополита. Его сослали в тверской Отроч монастырь, а вскоре, во время похода царя на Новгород, туда прискакал Малюта Скуратов, царский любимец и палач, и удушил смелого мученика. За этими событиями последовали новые казни виднейших бояр.
Случались и массовые казни. В декабре 1569 года Иван Грозный с опричным войском выступил в поход на Новгород. Поводом послужил навет об измене новгородцев, якобы желавших поддаться польскому королю. Погром длился 6 недель, опричники убивали всех без разбора (по различным оценкам погибло от 3 до 10 тысяч невинных людей), опустошили все дома и храм. Иван Грозный, вооружаясь молотом, крушил стены храма Святой Софии в тщетных поисках будто бы спрятанной изменниками новгородской казны. Казну так и не нашли, но обогатились опричники очень и очень баснословно[19]
Из Новгорода царь отправился в Псков с намерением и этому городу припомнить его древнюю свободу. Жители были в оцепенении, исповедовались, причащались, готовились к смерти. Когда утром он въехал в город, его приятно поразила покорность народа, лежащего ниц на земле, но более всего на него подействовал юродивый Никола. Он поднес Ивану кусок сырого мяса. «Я христианин и не ем мяса в пост», - сказал Иван. «Ты хуже делаешь, - сказал Никола, - ты ешь человеческое мясо». По другим известиям, юродивый предрекал ему беду, если он начнет свирепствовать во Пскове, и вслед у Ивана издох его любимый конь. Это так подействовало на царя, что он никого не казнил, но ограбил церковную казну и частные имения жителей.[20]
Экономические реформы НЭПА
При изучении новой экономической политики следует избегать упрощенных представлений о нэпе обращающих внимание только на отдельные стороны этой политики.
Нэп- это цикл последовательных мероприятий по выходу из кризиса, которые диктовались объективными обстоятельствами и которые постепенно оформлялись в попытку наметить программу постро ...
Законодательство Российской Федерации о принципах создания
и деятельности потребительского общества
Возрождение потребительской кооперации - это ее восстановление, подъем после частичного разрушения и некоторого упадка. Однако в советское время вопрос о возрождении кооперации был лишь поставлен, но не решен. Проблемы возрождения кооперации не исчезла, а перекочевала после 1991 года в новую эпоху.
Важное значение для возрождения потре ...
Введение.
Прошлое не исчезает, а продолжает жить в накопленном опыте социальной жизни. Обобщение и обработка накопленного человеческого опыта – первейшая задача истории.
История – одна из важнейших форм самосознания людей. Опытом истории стремятся воспользоваться противоборствующие политические силы. Ссылками на историю они обосновывают свои дей ...
