Археологические культуры скифов, савроматов и саковСтраница 1
В середине I тысячелетия до н. э. в эпоху раннего железного века и степях современной Украины, Поволжья, Приуралья, Казахстана и Южной Сибири – от Дуная на западе до Забайкалья и плато Ордос (Северо-Восточный Китай) на востоке – сложились культуры так называемого скифо-сибирского мира.
На обширной территории степей в раннем железном веке было распространено оружие близких к скифским образцов: бронзовые и железные кинжалы, похожие на скифские коротколезвийные акинаки с бабочковидным (в форме расправленных крыльев бабочки) перекрестием и валиковым навершием, и многочисленные разновидности трехлопастных и трехгранных втульчатых и черешковых наконечников стрел. В степях также были распространены одинаковые или близкие по устройству удила и псалии, а из предметов искусства – бронзовые или золотые изображения оленя с ветвистыми рогами и подогнутыми ногами. Об общности материальной и духовной культуры свидетельствует распространение так называемых скифских котлов, отлитых из бронзы на поддоне в виде раструба, с вертикальными массивными ручками и выпуклым двойным пояском по поверхности, имитирующим шнур и круглых бляшек – символов солнца, а также появление обширных погребальных склепов, одинаковых украшений, алтарей и глиняной посуды.
К основным культурам скифо-сибирского мира относятся: собственно скифская, савроматская, культура саков, пазырыкская культура Горного Алтая, тагарская и уюкская культуры Тувы и культура Ордоса скифского времени.
Скифы упоминаются еще в первой половине VII в. до н. э. Интерес к скифским археологическим памятникам возник очень давно, но дореволюционная археология изучала в основном курганы скифской знати. Первый скифский курган был раскопан еще в 1763 г. А.И. Мельгуновым. В нем был найден железный меч в золотых ножнах, с изображением стреляющих из луков львов и крылатых быков с человеческими лицами.
В кургане Куль-Оба, расположенном около Керчи, среди предметов, найденных в гробнице и в тайнике, интересен сосуд, сделанный из сплава золота и серебра (электра). На нем изображены скифы-воины в башлыках, одетые в кафтаны и длинные штаны. Один натягивает тетиву лука, другой перевязывает раненому ногу, третий – удаляет товарищу зуб.
Около Никополя во второй половине XIX в. был раскопан один из самых знаменитых царских курганов – Чертомлык. Высота его более 20 м, а окружность – 350 м. Внутри кургана оказалось два погребения знатных людей. Рядом с вождем в особых камерах похоронены жена, шесть рабов и одиннадцать коней. Среди множества предметов быта и украшений особый интерес представляет большой серебряный сосуд для вина с кранами внизу, покрытый прекрасными рельефами. Его поверхность украшена цветами и птицами, а в верхней части помещена композиция, изображающая скифов, ловящих и спутывающих лошадей.
Уникальные вещи были найдены в 1969–1970 гг. в Гаймановой Могиле в Запорожской области. Огромный курган (более 8 м высотой и 80 м в диаметре) стоял в окружении семидесяти небольших курганов. На склоне его обнаружены следы поминальной тризны: обломки сосудов, наконечники стрел, кости животных. У основания кургана были открыты два входа, ведущих в подземную камеру, расположенную на глубине 8 м. Это погребальное сооружение служило царской усыпальницей. Здесь найдены атрибуты скифской царской власти – чаши, ритоны, кубок и кувшин. Это один из ценнейших археологических памятников Скифии, в котором обнаружена богатейшая утварь, несколько тысяч превосходных ювелирных изделий и великолепные предметы из тайника: золотые и серебряные ритуальные сосуды, деревянные чаши с накладными золотыми пластинками по венчику, два ритона для вина, серебряные кувшины (килики) с золотыми раструбами и чаша.
Служба в Петербурге при Александре Александровиче
В 1888г. Витте имел случай особенно отличиться перед самим Императором. Но из-за своей принципиальности случаем этим не воспользовался… Государь должен был проезжать по его дороге. Витте получил из Петербурга расписание движения царских поездов. Согласно этому расписанию, скорость была чрезмерная, рискованная. Витте отказался ему следов ...
Рецепт: через Новороссию — к славянскому и евразийскому единству
Один из основателей теории Новороссии Евгений Морозов сделал, на мой взгляд, абсолютно правильный вывод о том, что великорусская эпоха, сменившая в свое время древнерусскую, на наших глазах сменяется эпохой новороссов, которые становятся доминантой общерусской этнической общности.
Для Украины новороссийская идея заключается прежде всег ...
Развитие права в Германии в период средневековья
Начиная с XII века в Германии не присутствовало «общегepманского права», а было право территориальных образований и населенных пунктов. Правовая система характеризуется обособлением правовых общепризнанных мерок, имеющих отношение к высочайшему феодальному сословию, так именуемым ленным правом. В это же время в Германии были и единые ос ...