Политические идеи Н.М.Карамзина
Страница 2

История » Политико-правовые взгляды М.М. Сперанского и Н.М. Карамзина » Политические идеи Н.М.Карамзина

Для Карамзина характерно патриархальное восприятие личности монарха (как отца всех подданных), из этого следует, что царская самодержавная впасть (как отцовская власть в семье) не может быть ничем ограничена, она должна передаваться по на­следству, между монархом и народом должны складываться от­ношения взаимного нравственного доверия, что чрезвычайно необходимо для сохранения и развития монархии. Карамзин определяет границы вмешательства монарха в жизнь общества: монарх не должен ломать исторически обусловленные народные привычки, пытаться изменить народный дух. В этом смысле Петр I воспринимается Н.М. Карамзиным как тиран.

Карамзин настойчиво подчеркивал, особое место России в мировой истории, обусловленное особым евразийским положением страны. [3]

Планы Сперанского вызвали резкую критику со стороны консервативного дворянства. Карамзин подал царю Записку о древней и новой России (1811), в которой обрушился на проекты Сперанского (в 1812 г. подвергся опале и был выслан из Петербурга).

В «Записке» Карамзина исследовались формы правления для России. Осуждалась тирания (например, Ивана IV) как режим, нарушающий естественные, положительные и нравственные законы. Но монархия как форма — это наиболее надежная организация власти, порядка и стабильности. В «Записке» писатель подверг резкой критике все мероприятия, проводимые правительством, считая их несвоевременными и противоречащими « духу народа » и исторической традиции. Выступая за просвещение, он в то же время защищал самодержавие, доказывая, что Россия «основалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спаслась мудрым самодержавием». Он доказывал, что дать крестьянам свободу означает навредить государству : « Мне кажется, что для твердости бытия государственного безопаснее поработить людей, нежели дать им не вовремя свободу ».

Высказывая некоторые симпатии республиканской форме правления идеалом для России Карамзин считал сильную монархическую власть опирающуюся на законы и осуществляющую нравственное воспитание и просвещение народа.

Карамзин выступал против разделения власти. Всю власть должен соединять государь, «отец и патриарх» народа. Не формальные перемены (создание Государственного совета и министерств) могут помочь делу, не создание системы представительных учреждений, но правильный выбор управителей, подбираемых по их качествам, способностям и преданности престолу и России.

Карамзин критически оценивал положения «Указа о вольных хлебопашцах», полагая, что не они, а помещики могут быть основными заготовителями хлеба. Дворяне — основная опора трона,

их надзор за крестьянами обеспечивает порядок и спокойствие. Требуется не отмена крепостного права как системы, а установление «благоразумной власти помещика», умеренного оброка, определенных законом размеров барщины и т.п. Власть помещиков над крестьянами должны контролировать губернаторы.

Общей мыслью Карамзина было то, что стране нужны не реформы, а «патриархальная власть». По его мнению, « дела пойдут в России как должно, если вы найдете в России 50 людей умных, добросовестных », которые ревностно станут блюсти «вверенное каждому из них благо» россиян. Историк-публицист призывал вопреки Сперанскому быть «осторожнее в новых государственных творениях, стараясь всего более утвердить существующие и думая более о людях, нежели о формах».

[1] Крылов М.Э. История политических и правовых учений. –М.: Изд-во РИОР, 2003г. стр.78

[2] Акмалова А.А, Капицын В.М. История политических и правовых учений: вопросы и ответы. –М., ИД ''Юриспруденция'', 2003г. стр.139.

[3] История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 1996г. стр.157

Страницы: 1 2 

Политическая демонстрация в Сормове
В 1902 г. особенно крупными выступлениями рабочих были первомайская демонстрация в Сормове (близ Нижнего Новгорода) и забастовка в Ростове-на-Дону. В Сормове 1 мая на улицу вышло до 5 тыс. рабочих. Группа демонстрантов с пением революционных песен прошла по главной улице Сормова. Молодой рабочий Петр Заломов нес красное знамя. Демонстр ...

Место тоталитаризма в российской истории ХХ века
XX век вошёл в отечественную историю как век социальных катаклизмов, крушения и возрождения российского государства. Внимание историков приковывают к себе две ключевые даты – 1917 и 1991 гг. Первая дата связывается с крушением Российской империи и началом создания нового общественного строя, названного социалистическим, вторая – с расп ...

Товаропроизводство
Казань была одним из первых ключевых транзитных узлов Транссибирской магистрали, старейшей в стране. Сейчас город является крупным распределительным транспортным центром - речной порт, аэропорт, две основные железнодорожные линии и несколько компаний грузовых автоперевозок обеспечивают доставку готовой продукции на рынки сбыта в России ...

   
Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.fullistoria.ru